1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, -
наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.
2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, -
наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.
Комментарий к статье 356 УК РФ
1. Основной объект преступления - общественные отношения, обеспечивающие выполнение и соблюдение международных норм, обязательств по использованию средств и методов ведения войны с целью максимального соблюдения гуманитарных принципов, лежащих в основе уважения человеческой личности. Дополнительный объект преступления - жизнь, здоровье, отношения собственности, экология, культурные ценности и др.
Потерпевшими могут быть военнопленные, гражданское население, а предметом преступления движимое и недвижимое имущество независимо от форм собственности, в частности производственные и хозяйственные объекты, сооружения, жилые дома, леса, культурные ценности и т.д.
2. Международным сообществом выработан ряд документов, которые запрещают применение определенных средств и методов ведения войны, в том числе обращения с военнопленными, мирным населением. К таким, в частности, относятся:
- Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль от 29 ноября (11 декабря) 1868 г. <1>;
--------------------------------
<1> Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 573 - 574.
- Гаагские конвенции от 18 октября 1907 г.: "О правах и обязанностях нейтральных Держав в случае морской войны"; "О некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне"; "О применении к морской войне начал Женевской конвенции" <1>; "О бомбардировании морскими силами во время войны"; "О постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин"; "Об обращении торговых судов в суда военные"; "О положении неприятельских торговых судов при начале военных действий"; "О правах и обязанностях нейтральных Держав и лиц в случае сухопутной войны"; "О законах и обычаях сухопутной войны" <2>; "Об открытии военных действий"; "Об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам"; "О мирном решении международных столкновений" <3>;
--------------------------------
<1> Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. Отдел второй. 1926. N 38. Ст. 226.
<2> Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 575 - 587. (Извлечения.)
<3> Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. Т. 1. С. 776 - 788 (извлечение).
- Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. <1>;
--------------------------------
<1> Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Логос, 1993. С. 258 - 281.
- Женевские конвенции от 12 августа 1949 г.: "О защите гражданского населения во время войны"; "Об обращении с военнопленными"; "Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море"; "Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях" <1>;
--------------------------------
<1> Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юридическая литература, 1990. С. 412 - 569.
- Женевская конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10 декабря 1976 г. <1>.
--------------------------------
<1> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1980. Вып. XXXIV. С. 437 - 440.
3. В Женевской конвенции об обращении с военнопленными указаны категории лиц, которых следует считать военнопленными. К ним относятся попавшие во власть неприятеля: личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил; личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, которые имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, определенный и явственно видимый издали отличительный знак, открыто носят оружие, соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны; личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену Державой; лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которые возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, которые они сопровождают, для чего эти последние должны выдать им удостоверение личности прилагаемого образца; члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцманов и юнг, и экипажей гражданской авиации сторон, находящихся в конфликте, которые не пользуются более льготным режимом в силу каких-либо других положений международного права; население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно носит открыто оружие и соблюдает законы и обычаи войны.
4. В Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны к гражданскому населению отнесены лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев; лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей Державы, гражданами которой они не являются.
С этой целью запрещаются в отношении вышеуказанных лиц следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания; взятие заложников; посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение; осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.
5. Под средствами ведения войны понимается оружие и иная любая военная техника, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для уничтожения живой силы и материальных средств, подавления сопротивления противника. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания.
К запрещенным средствам ведения войны относятся: применение оружия "неизбирательного действия", последствиями которого являются не только военные объекты, когда гибнет мирное население, причиняется излишний материальный вред в связи с использованием такого смертоносного, разрушительного оружия, имеющего большое поражающее действие, в частности различные кассетные, напалмовые, нейтронные бомбы, иное подобное оружие.
Так, согласно подписанной 18 сентября 1997 г. в Осло Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении, государства-участники, исходя из желания положить конец страданиям и несчастьям, вызываемым противопехотными минами, которые каждую неделю убивают и калечат сотни людей, главным образом невинных и беззащитных гражданских лиц, и в первую очередь детей, препятствуют экономическому развитию и восстановлению, затрудняют репатриацию беженцев и лиц, перемещенных внутри страны, и порождают другие тяжелые последствия в течение многих лет после их установки, договорились ни при каких обстоятельствах: не применять противопехотные мины; не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать, не сохранять и не передавать никому, прямо или опосредованно, противопехотные мины; не помогать, не поощрять и не побуждать никоим образом кого бы то ни было к осуществлению запрещенной деятельности. Каждое государство-участник обязуется уничтожить все противопехотные мины или обеспечить их уничтожение в соответствии с положениями Конвенции.
10 октября 1980 г. в Женеве была принята Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие <1>.
--------------------------------
<1> Действующее международное право. Т. 2. С. 589 - 603.
При изучении, разработке, приобретении или принятии на вооружение новых видов оружия, средств или методов ведения войны необходимо определить, подпадает ли их применение, при некоторых или при всех обстоятельствах, под запрещения, в нормах международного права.
6. Под методами ведения войны понимаются способы, приемы, порядок проведения военных действий, использования средств ведения войны в соответствии с их целями. К запрещенным методам ведения военных действий относятся нападения "неизбирательного характера", которые не ограничиваются целью и поражением одних военных объектов, а подвергают поражению гражданские объекты, приводят к гибели мирного населения. Запрещается применять методы ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. Запрещается убивать, наносить ранения или брать в плен противника, прибегая к вероломству. Вероломством считаются действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту согласно нормам международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, с целью обмана такого доверия.
7. Женевская конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10 декабря 1976 г. <1> установила, что каждое государство-участник обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому.
--------------------------------
<1> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1980. Вып. XXXIV. С. 437 - 440.
8. В Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. <1> обосновано положение о том, что ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру, предусматривает защиту культурных ценностей в период военных конфликтов. Государства обязаны уважать культурные ценности, расположенные на их собственной территории, а также на территории других стран, запрещая использование этих ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта, и воздерживаясь от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей. Это правило может быть нарушено только в случае, если военная необходимость настоятельно потребует такого нарушения. Государства обязаны запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей, реквизицию движимых культурных ценностей, должны воздерживаться от принятия любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей.
--------------------------------
<1> Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Логос, 1993. С. 258 - 281.
9. Хотя в наименовании комментируемой статьи указаны "средства и методы ведения войны", однако в диспозиции употреблен термин "вооруженный конфликт". Вооруженный конфликт, т.е. обстановка преступления, является обязательным признаком состава преступления.
В международных документах различаются: 1) международный вооруженный конфликт, как военные действия между какими-либо государствами или между метрополией и национально-освободительным движением; 2) вооруженный конфликт немеждународного характера, как внутренний конфликт на территории какого-либо государства, означающий вооруженное противостояние между вооруженными силами этого государства и какими-либо вооруженными отрядами, вооруженными формированиями.
В соответствии с Дополнительным протоколом II 1977 г. <1> к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. запрещение средств и методов ведения войны распространяется и на вооруженные конфликты, не носящие международный характер.
--------------------------------
<1> Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юридическая литература, 1990. С. 647 - 658.
10. Объективная сторона преступления характеризуется совершением альтернативных действий: 1) жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением; 2) депортация гражданского населения; 3) разграбление национального имущества на оккупированной территории; 4) применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ.
Под жестоким обращением с военнопленными или гражданским населением понимается преднамеренное убийство, пытки, истязания и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, причинение тяжелых страданий, нанесение увечья, серьезного ущерба здоровью и т.д.
Под депортацией понимается насильственное изгнание, перемещение, вывоз, высылка гражданского населения из оккупированной территории на территорию любого другого государства, за исключением случаев эвакуации населения, когда требуется соблюдение его безопасности, или особо веские соображения военного характера. После прекращения военных действий гражданское население подлежит немедленному возвращению.
Под разграблением национального имущества понимаются незаконные, проводимые в значительном, массовом количестве действия по изъятию, присвоению, расхищению, уничтожению, вывозу имущества, не вызываемые военной необходимостью.
11. Преступление признается оконченным при совершении любого из перечисленных в законе действий.
12. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом.
13. Субъект преступления - вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, участвующее в вооруженном конфликте.
14. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ (см. комментарий к ст. 355). Преступление признается оконченным с момента фактического применения оружия массового поражения, независимо от наступивших последствий.
Другой комментарий к статье 356 УК РФ
Основным объектом рассматриваемого преступления являются мирные отношения между государствами. Дополнительным объектом - жизнь и здоровье граждан, отношения собственности, культура, экология.
Общественная опасность применения запрещенных средств и методов ведения войны заключается в том, что подобные действия затрудняют восстановление мирных отношений между государствами - участниками войны, приводят к дополнительным неоправданным страданиям участников военных конфликтов и мирного населения, увеличению числа жертв, разрушению экономических и культурных ценностей.
В этой связи человечество уже давно ищет способы обеспечения гуманного отношения к жертвам военных действий, снижения материальных потерь. Поэтому международным сообществом разработаны определенные правила, регламентирующие средства и методы ведения военных действий. В числе таких правил можно назвать Петербургскую декларацию 1868 г., Гаагские конвенции 1907 г., Женевские конвенции 1949 г., а также иные международные соглашения в области ведения военных действий, обращения с военнопленными и мирным населением. Государства - участники подобных конвенций обязаны в национальном законодательстве отражать установленные ими требования и принимать меры к наказанию виновных лиц. Таким образом, применение запрещенных средств и методов ведения войны нарушает и международные правовые установления, и национальное законодательство.
Объективная сторона может быть выражена в совершении одного или совокупности следующих действий: жестокое обращение с военнопленными; жестокое обращение с гражданским населением; депортация гражданского населения; разграбление национального имущества на оккупированной территории; применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации.
К числу военнопленных согласно ст. 4 Конвенции об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г. относятся следующие категории лиц, попавших во власть неприятеля.
1. Личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил.
2. Личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, отвечают нижеследующим условиям: имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак; открыто носят оружие; соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.
3. Личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену Державой.
4. Лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которые возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии, что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, которые они сопровождают, для чего эти последние должны выдать им удостоверения личности прилагаемого образца.
В ст. 4 Конвенции указаны и некоторые другие категории лиц, относящихся к числу военнопленных.
Статья 13 Конвенции содержит правило о том, что с военнопленными всегда следует обращаться гуманно, а любой незаконный акт или бездействие со стороны держащей в плену Державы, приводящие к смерти военнопленного, находящегося в ее власти, или ставящие здоровье военнопленного под серьезную угрозу, запрещаются. Из содержания этого положения и следует исходить при определении наличия жестокого обращения <1>.
--------------------------------
<1> Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 634 - 681.
К гражданскому населению в соответствии со ст. 4 Конвенции о защите гражданского населения во время войны относятся те, кто не принимал участия в военных действиях, но в какой-либо момент и каким-либо образом находится в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей Державы, гражданами которой они не являются. Жестокое обращение с гражданским населением характеризуется теми же признаками, что и с военнопленными.
Депортация гражданского населения состоит в принудительном изгнании, вывозе или высылке населения с оккупированной территории или территории проведения военных действий.
Статья 49 Конвенции о защите гражданского населения во время войны воспрещает по каким бы то ни было мотивам угон, а также депортацию населения из оккупированной территории на территорию оккупирующей Державы или на территорию любого другого Государства независимо от того, оккупированы они или нет <1>.
--------------------------------
<1> Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 512 - 569.
Однако оккупирующая Держава может провести полную или частичную эвакуацию какого-либо оккупированного района, если этого требуют безопасность населения или особо веские соображения военного характера. Такая эвакуация может быть осуществлена только в глубь оккупированной территории, за исключением случаев, когда это практически невозможно. После прекращения боевых операций население должно быть немедленно возвращено в свои дома.
Под разграблением национального имущества понимаются действия по его изъятию, присвоению, вывозу на территорию оккупирующей Державы или другого государства. Статья 52 Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных военных конфликтов, устанавливает запрет в отношении нападения или репрессалий гражданских объектов, к которым относятся все те, что не являются военными объектами. В этой связи разграбление национальных богатств можно назвать преступлением международного характера.
Под применением в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором, следует понимать действия, которые запрещены международными соглашениями, где одной из сторон является Россия. При этом следует учитывать, что Россия является правопреемником СССР. Поэтому обязательства по международным договорам, ратифицированным СССР, относятся к числу обязательств России. К числу таких договоров можно отнести вышеназванные Гаагские конвенции, Женевские конвенции, а также другие международные договоры.
Так, в ст. 35 Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям установлен запрет на применение оружия, снарядов, веществ и методов ведения военных действий, способных причинить излишние повреждения или излишние страдания. Запрещено также применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. Нарушение подобных и иных запретов составляет объективную сторону рассматриваемого состава преступления. Незнание положений международных договоров не может служить фактором, исключающим уголовную ответственность, поскольку подобные действия посягают на мировые гуманитарные принципы и моральные ценности, а следовательно, виновные осознают общественную опасность деяния.
Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 8 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо, совершившее деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Поэтому рассматриваемая статья, так же как и предыдущая норма, может быть реализована лишь при наличии соответствующих норм международных правовых договоров, предусматривающих признаки составов преступлений.
Одним из подобного рода многочисленных соглашений может служить, например, Конвенция "О запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении" (Осло, 18 сентября 1997 г.).
В этой Конвенции государства-участники, исходя из желания положить конец страданиям и несчастьям, вызываемым противопехотными минами, которые каждую неделю убивают и калечат сотни людей, главным образом невинных и беззащитных гражданских лиц, и в первую очередь детей, препятствуют экономическому развитию и восстановлению, затрудняют репатриацию беженцев и лиц, перемещенных внутри страны, и порождают другие тяжелые последствия в течение многих лет после их установки, договорились о нижеследующем.
Каждое государство-участник обязуется никогда и ни при каких обстоятельствах:
a) не применять противопехотные мины;
b) не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать, не сохранять и не передавать никому, прямо или опосредованно, противопехотные мины;
c) не помогать, не поощрять и не побуждать никоим образом кого бы то ни было к осуществлению деятельности, запрещенной для государства-участника согласно настоящей Конвенции.
Каждое государство-участник обязуется уничтожить все противопехотные мины или обеспечить их уничтожение в соответствии с положениями настоящей Конвенции (ст. 1).
Объективная сторона рассматриваемого состава преступления может заключаться и в иных действиях, направленных не только против живой силы, мирного населения, экономики. Под защитой международного права и национального законодательства находятся и другие человеческие ценности.
Так, Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаага, 14 мая 1954 г.), основываясь на положении о том, что ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру, предусматривает защиту культурных ценностей в период военных конфликтов <1>.
--------------------------------
<1> Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 803 - 811.
В этих целях участники Конвенции обязались уважать культурные ценности, расположенные на их собственной территории, а также на территории других Сторон, запрещая использование этих ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта, и воздерживаться от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей.
Кроме того, на Стороны возложены обязанности запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей, запрещать реквизицию движимых культурных ценностей, расположенных на территории другой Стороны. Стороны должны воздерживаться от принятия любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей.
Несоблюдение этих позиций также образует состав рассматриваемого преступления. Здесь же следует отметить, что для определения объективной стороны состава необходимо установление факта нарушения установленного запрета в средствах и методах ведения войны или иных действий, совершаемых в этот период.
Оконченный состав преступления будет иметь место с момента совершения любого из действий, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 356 УК РФ.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Мотивы совершения преступления не влияют на его квалификацию.
Субъектом преступления является любое вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет. Вместе с тем исходя из характера преступления необходимо отметить, что его субъектом, как правило, могут быть государственные должностные лица, командиры воинских и иных формирований, военнослужащие.
Часть 2 ст. 356 УК РФ устанавливает более строгую ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации.
Данная норма устанавливает ответственность за реальное применение оружия массового поражения. Преступление будет окончено именно с этого момента. По всем остальным признакам данный состав аналогичен вышерассмотренному. Понятие оружия массового поражения приведено при рассмотрении состава преступления, предусмотренного ст. 355 УК РФ.