1. Внесение в проспект ценных бумаг заведомо недостоверной информации, утверждение либо подтверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта или отчета (уведомления) об итогах выпуска ценных бумаг, а равно размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации о ценных бумагах не предусмотрена государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству , -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Примечание. Крупным ущербом, доходом в крупном размере в статьях 185, 185.1, 185.2 и 185.4 настоящего Кодекса признаются ущерб, доход в сумме, превышающей один миллион рублей, особо крупным - два миллиона пятьсот тысяч рублей .
Комментарий к статье 185 УК РФ
1. Понятие ценной бумаги содержится в ст. ст. 142 - 149 ГК (см. коммент. к ст. 177). Значение специальных терминов, используемых при описании признаков состава обсуждаемого преступления, уясняется путем обращения к законодательству о ценных бумагах.
В ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в ред. от 29.12.2012) <1> дается определение эмиссии ценных бумаг, эмитента, эмиссионной ценной бумаги, выпуска эмиссионных ценных бумаг, размещения эмиссионных ценных бумаг, владельца бумаг. Статья 19 Закона определяет процедуру эмиссии и ее этапы, включая принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг, утверждение решения о выпуске, государственную регистрацию выпуска, государственную регистрацию отчета об итогах выпуска и т.д. Здесь же установлено, что эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями данного Закона, не подлежат размещению, если иное этим Законом не предусмотрено.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918; 1998. N 48. Ст. 5398; 1999. N 28. Ст. 3472; 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3424; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5141; 2004. N 27. Ст. 2711; N 31. Ст. 3225; 2005. N 11. Ст. 900; N 25. Ст. 2426; 2006. N 1. Ст. 5; N 2. Ст. 172; N 17 (ч. 1). Ст. 1780; N 31 (ч. 1). Ст. 3437; 2006. N 43. Ст. 4412; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 45; 2007. N 18. Ст. 2117; N 22. Ст. 2563; N 41. Ст. 4845; N 50. Ст. 6247, 6249; 2008. N 44. Ст. 4982; N 52 (ч. 1). Ст. 6221; 2009. N 1. Ст. 28; N 7. Ст. 777; N 18 (ч. 1). Ст. 2154; N 23. Ст. 2770; N 29. Ст. 3642; N 48. Ст. 5731; N 52 (ч. 1). Ст. 6428; 2010. N 41 (ч. 2). Ст. 5193; 2011. N 7. Ст. 905; N 23. Ст. 3262; N 27. Ст. 3873, 3880; N 29. Ст. 4291; N 48. Ст. 6728; N 49 (ч. 1). Ст. 7040; N 50. Ст. 7357; 2012. N 25. Ст. 3269; N 31. Ст. 4334.
В ст. 22.1 определено, кем утверждается и должен быть подписан проспект ценных бумаг юридических лиц.
2. Согласно ст. 20 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом. Таким органом является ФСФР России, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 N 717 <1> (в ред. от 05.05.2012).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2011 N 36. Ст. 5148; 2012. N 20. Ст. 2562.
Порядок представления отчета эмитента об итогах выпуска содержится в ст. 25 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
3. Внесенная в проспект ценных бумаг недостоверная информация может искажать любые фактические данные, которые необходимо отражать в проспекте в соответствии со ст. 22 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Это сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект; основная информация о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска и др.
4. Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска, если иное не установлено законом (ст. 24 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"). Нарушение этого требования и означает совершение предусмотренных комментируемой статьей действий в виде размещения эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.
5. Главным критерием отнесения к признакам обсуждаемого деяния искажения сведений в проспекте ценных бумаг, а также иных перечисленных в комментируемой статье действий является их способность породить общественно опасные последствия в виде крупного ущерба.
В примеч. к комментируемой статье определено, что крупным ущербом в этой статье признается ущерб, превышающий 1 млн. руб. Ущерб преступлением может быть причинен не только приобретателям акций, но и тем, кто, к примеру, не сумел воспользоваться своим правом (если соответствующее право было установлено законом либо, скажем, решением эмитента) и приобрести ценные бумаги, приносящие высокий доход.
6. Субъективная сторона преступления может заключаться как в прямом, так и косвенном умысле. Вместе с тем собственно искажение сведений в проспекте и другие предусмотренные комментируемой статьей действия должны быть для совершающего их лица заведомо незаконными.
7. Субъекта преступления принято считать специальным. При его определении следует учитывать те полномочия, которые выполняет лицо в организации-эмитенте. В частности, поскольку обязанность по утверждению проспекта ценных бумаг возложена согласно п. 1 ст. 22.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" в хозяйственных обществах на совет директоров (наблюдательный совет), то субъектами признаются члены совета директоров (а ответственность будут нести те из них, кто голосовал за утверждение проспекта, заведомо для них содержащего недостоверную информацию, если такие действия повлекли причинение крупного ущерба).
Вместе с тем внести в проспект эмиссии заведомо недостоверную информацию может, допустим, и иной сотрудник эмитента, а даже - гипотетически - лицо, не являющееся работником этой организации. И если указанные действия стали причиной сбоев в процедуре регистрации проспекта и размещения ценных бумаг, что повлекло причинение крупного ущерба эмитенту либо приобретателям бумаг, то названное лицо также может нести ответственность по комментируемой статье.
8. О понятии совершения преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой см. коммент. к ст. 35. О правилах квалификации по этим признакам преступлений, субъект которых - специальный, см. коммент. к ст. 174.
Другой комментарий к статье 185 УК РФ
Объект преступления - установленный порядок эмиссии ценных бумаг, интересы инвесторов.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <1> эмиссия ценных бумаг - это установленная последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг <2>.
--------------------------------
<1> РГ. 1996. 25 апр.
<2> Об эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг см.: Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" // РГ. 1998. 6 авг.
Эмитент - юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.
Размещение эмиссионных ценных бумаг представляет собой отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок.
Под эмиссионной ценной бумагой понимают любую ценную бумагу, которая характеризуется одновременно следующими признаками: 1) закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" формы и порядка; 2) размещается выпусками; 3) имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.
В качестве эмиссионных ценных бумаг выпускаются акции, облигации и опцион эмитента. Они могут быть именными или на предъявителя, а также в бездокументарной или документарной форме.
По общему правилу процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг заключается в следующем: 1) принятие решения о размещении бумаг; 2) утверждение решения об их выпуске; 3) государственная регистрация их выпуска; 4) размещение бумаг; 5) государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
В случае размещения эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500, эмитентом осуществляется регистрация их проспекта.
Проспект эмиссии ценных бумаг - это обязательный для государственной регистрации выпуска ценных бумаг документ, который представляется в регистрирующий орган и содержит сведения об органах управления эмитента, о порядке и условиях размещения эмиссионных ценных бумаг, о финансово-экономическом состоянии эмитента и его финансово-хозяйственной деятельности, об участниках (акционерах) эмитента и т.д.
Проспект ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества. Проспект ценных бумаг юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждается лицом, осуществляющим функции исполнительного органа эмитента, если иное не установлено федеральными законами (ст. 22.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").
Проспект ценных бумаг должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главным бухгалтером (иным лицом, выполняющим его функции), а в необходимых случаях аудитором, независимым оценщиком, финансовым консультантом на рынке ценных бумаг, подтверждающими тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг.
Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг после государственной регистрации их выпуска (ст. 24 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").
Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, в течение тридцати дней с даты представления необходимых документов. При государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг ему присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер.
При учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" не позднее тридцати дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, который содержит следующую информацию: даты начала и окончания размещения; фактическую цену размещения ценных бумаг и их количество; долю размещенных и неразмещенных ценных бумаг выпуска; общий объем поступлений за размещенные бумаги; о сделках, признаваемых федеральными законами крупными сделками и сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, которые заключены в процессе размещения ценных бумаг.
Отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главным бухгалтером (иным лицом, выполняющим его функции), подтверждающими тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в данном документе.
Регистрирующий орган рассматривает отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в двухнедельный срок и при отсутствии связанных с эмиссией ценных бумаг нарушений регистрирует его.
Объективная сторона преступления выражается в следующих действиях: 1) внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации; 2) утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска ценных бумаг; 3) размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, и последствии в виде крупного ущерба гражданам, организациям или государству, причинной связи.
Под внесением в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации понимается включение в данный документ на стадии его подготовки информации, не соответствующей реальной действительности.
Утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска ценных бумаг заключается в их одобрении коллегиальным (например, совет директоров) или исполнительным (например, генеральный директор) органом эмитента.
Под размещением эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, понимается отчуждение эмитентом первым владельцам ценных бумаг, которым не присвоен индивидуальный государственный регистрационный номер.
Деяние является оконченным в момент причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству. Состав преступления материальный.
В соответствии с примечанием к комментируемой статье под крупным ущербом понимается сумма, превышающая один миллион рублей. С качественной стороны ущерб выражается в реальных имущественных потерях и упущенной выгоде.
Обязательным условием наступления уголовной ответственности является наличие причинной связи между действиями и наступившими последствиями. Однако, как справедливо отметил И.А. Клепицкий, единой и строгой методики исчисления ущерба от подобных действий не существует и она вообще вряд ли возможна (с учетом отношения в нашем гражданском праве к "абстрактным убыткам") <1>.
--------------------------------
<1> Клепицкий И.А. Система хозяйственных преступлений. М., 2005. С. 204.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Лицо осознает, что своими действиями злоупотребляет при эмиссии ценных бумаг, предвидит возможность или неизбежность причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству и желает этого либо сознательно допускает эти последствия или относится к ним безразлично.
Мотивы и цели не являются обязательными признаками состава преступления. Вместе с тем для данного преступления характерно извлечение имущественной выгоды и иная личная заинтересованность.
Субъект преступления специальный - вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, ответственное за составление проспекта эмиссии, утверждение проспекта эмиссии и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, размещение ценных бумаг. Как правило, это члены коллегиального или руководители исполнительного органа эмитента, главный бухгалтер, финансовый консультант, оценщик, аудитор.
Квалифицирующий признак - совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (см. ч. 2 ст. 35 УК РФ и комментарий к ней) или организованной группой (см. ч. 3 ст. 35 УК РФ и комментарий к ней).
За нарушения эмитентом порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, не причинившие крупного ущерба, установлена административная ответственность (ст. 15.17 КоАП РФ).