Статья 185.1. Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах

Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, либо предоставление заведомо неполной или ложной информации, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству , -
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Комментарий к статье 185.1 УК РФ

1. Согласно ст. 1 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (в ред. от 29.12.2012) <1> инвесторами являются физические и юридические лица, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги. В ст. 6 названного Закона установлено, что эмитент обязан предоставить инвестору информацию, определенную законодательством РФ. Согласно нормам гл. 7 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг и сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента эмиссионных ценных бумаг. В той же главе определено содержание ежеквартального отчета, существенных обстоятельств, касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента, и др. Предоставление информации происходит в соответствии с Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР России от 04.10.2011 N 11-46/пз-н (в ред. от 24.04.2012) <2>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1163; 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 50. Ст. 4923; N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 35. Ст. 3607; N 52 (ч. 1). Ст. 5277; 2005. N 25. Ст. 2426; N 52 (ч. 2). Ст. 5602; 2006. N 1. Ст. 5; N 31 (ч. 1). Ст. 3437; N 52 (ч. 2). Ст. 5504; 2007. N 18. Ст. 2117; N 50. Ст. 6247; 2009. N 18 (ч. 1). Ст. 2154; N 29. Ст. 3642; 2010. N 41 (ч. 2). Ст. 5193; 2011. N 48. Ст. 6728.
<2> БНА. 2012. N 8; РГ. 2012. N 153.

2. Раскрытие информации профессиональным участником рынка ценных бумаг (о понятии таких участников см. гл. 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"; к ним относятся, в частности, брокеры, дилеры, депозитарии и др.), содержание такой информации регламентируется ст. 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", ст. 6 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", а также многочисленными документами ФСФР России, в частности, Положением об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденным совместным Постановлением от 11.12.2001 ФКЦБ России N 33 и Минфина России N 109н (в ред. от 16.11.2009) <1>, Положением о предоставлении информации о заключении сделок, утвержденным Приказом ФСФР России от 22.06.2006 N 06-67/пз-н (в ред. от 29.03.2007) <2>, и др. В Федеральном законе "О рынке ценных бумаг" установлены сроки предоставления соответствующей информации.

--------------------------------
<1> БНА. 2002. N 14; РГ. 2010. N 14. См.: Приказ ФСФР России N 09-37/пз-н, Минфина России N 118н от 16.11.2009 "О неприменении Положения об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденного совместным Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и Министерства финансов Российской Федерации от 11.12.2001 N 33/109н, в части установления порядка и определения сроков представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг" // РГ. 2010. N 14.
<2> БНА. 2007. N 2, 22.

3. О понятии злостности уклонения см. коммент. к ст. 177. Злостным признают длительный характер уклонения, сопровождающийся нереагированием на неоднократные требования инвесторов и контролирующих органов, и др.

4. Крупный ущерб согласно примеч. к ст. 185 УК должен превышать 1 млн. руб.

5. Субъективная сторона преступления может выражаться как в прямом, так и косвенном умысле.

6. Субъект преступления определен в статье как лицо, на которого возложена обязанность предоставлять соответствующую информацию. Им может быть руководитель организации-эмитента, руководитель организации, являющейся профессиональным участником, брокер и т.д.

Другой комментарий к статье 185.1 УК РФ

Объект преступления - установленный порядок защиты интересов инвесторов.

Согласно Федеральному закону от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" <1>, Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <2>, Федеральному закону от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <3> и другим нормативным актам участники рынка ценных бумаг (владельцы, эмитенты, профессиональные участники: брокеры, дилеры, регистраторы и т.д.) обязаны в установленных случаях предоставлять инвесторам и контролирующим органам определенную информацию, в том числе:

--------------------------------
<1> РГ. 1999. 11 марта.
<2> РГ. 1996. 25 апр.
<3> РГ. 1995. 29 дек.

а) об эмитенте, т.е. о юридическом лице или органе исполнительной власти либо органе местного самоуправления, несущего от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими. Например, сведения о дате регистрации эмитента; наличие у него аффилированных лиц, дочерних и зависимых обществ; содержании учредительных, регистрационных, разрешительных и внутренних документов, в том числе годовых отчетов общества;

б) о финансово-хозяйственной деятельности эмитента. Например, данные ежеквартального отчета эмитента, включая бухгалтерскую отчетность; сообщения о существенных фактах, касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента (реорганизация эмитента, дата закрытия реестра общества, сроках исполнения обязательств эмитента перед владельцами акций, решениях общих собраний, выплаты дивидендов);

в) о ценных бумагах. Например, сведения о государственной регистрации выпуска ценных бумаг и государственный регистрационный номер этого выпуска; о ценах и котировках ценных бумаг; об их оценке рейтинговым агентством;

г) о сделках и иных операциях с ценными бумагами. Например, данные о приобретении определенного процента акций; сведения о добровольном или обязательном предложении владельцам акций в случае консолидации крупного пакета ценных бумаг.

Информация может предоставляться инвестору или контролирующему органу лично в устной или письменной форме, в электронном виде, публиковаться через средства массовой информации, в Интернете или присылаться по почте.

Порядок, объем, форма и сроки обеспечения или предоставления информации определяются соответствующими нормативными актами. Так, в соответствии с п. 1.11 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н) <1> эмитенты, ценные бумаги которых включены фондовой биржей в котировальный список, обязаны публиковать в ленте новостей сообщения о существенном факте не позднее одного дня с даты принятия такого решения.

--------------------------------
<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 4.

Инвестор - это физическое или юридическое лицо, объектом инвестирования которого являются эмиссионные ценные бумаги.

Контролирующим является федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков.

Объективная сторона преступления выражается в следующих действиях (бездействии): 1) злостном уклонении от предоставления информации, содержащей данные об эмитенте, о его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах, сделках и иных операциях с ценными бумагами лица, обязанного обеспечить указанной информацией инвестора или контролирующий орган; 2) предоставлении заведомо неполной или ложной информации, последствии в виде крупного ущерба гражданам, организациям или государству, причинной связи.

Злостное уклонение - это оценочное понятие, которое устанавливается судом в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. О злостности непредоставления информации может свидетельствовать: существенное нарушение сроков ее предоставления; повторное ее непредоставление, прямой отказ в ее предоставлении, создание препятствий в получении сведений и т.д.

Под предоставлением инвестору или контролирующему органу заведомо неполной информации понимается передача таких сведений не в том объеме, который установлен действующим законодательством.

Под предоставлением ложной информации понимается передача сведений, не соответствующих действительности в полном объеме или частично.

Деяние, сопряженное с подделкой официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, необходимо квалифицировать по совокупности со ст. 327 УК РФ.

Преступление является оконченным в момент причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству. Состав преступления материальный.

В соответствии с примечанием к ст. 185 УК РФ под крупным ущербом необходимо понимать сумму, превышающую один миллион рублей. С качественной стороны ущерб выражается в реальных имущественных потерях и упущенной выгоде.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что совершает деяния, нарушающие права инвесторов, предвидит возможность или неизбежность причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству, и желает этого.

Субъект преступления специальный - вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, обязанное обеспечить предоставление информации. Как правило, это руководитель исполнительного органа эмитента, профессионального участника рынка ценных бумаг, владелец ценных бумаг.

За непредоставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо предоставление недостоверной информации предусмотрена административная ответственность (ст. 15.19 КоАП РФ). В отличие от преступления (ст. 185.1 УК РФ) административное правонарушение не влечет наступление последствий в виде крупного ущерба и не характеризуется признаком злостности.