Статья 92. Освобождение от наказания несовершеннолетних

1. Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных частью второй статьи 90 настоящего Кодекса.
2. Несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.
3. Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры, либо если у него выявлено заболевание, препятствующее его содержанию и обучению в указанном учреждении .

4. Суд вправе восстановить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, пропущенный в результате уклонения его от пребывания в указанном учреждении, а также продлить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, в случае, если судом будет признано, что несовершеннолетний нуждается в дальнейшем применении данной меры. При этом общий срок пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении не может превышать трех лет. В случае необходимости завершения освоения несовершеннолетним соответствующих образовательных программ или завершения профессионального обучения продление срока пребывания его в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего.
5. Несовершеннолетние, совершившие преступления, предусмотренные частями первой и второй статьи 111, частью второй статьи 117, частью третьей статьи 122, статьей 126, частью третьей статьи 127, частью второй статьи 131, частью второй статьи 132, частью четвертой статьи 158, частью второй статьи 161, частями первой и второй статьи 162, частью второй статьи 163, частью первой статьи 205, частью первой статьи 205.1, статьей 205.3, частью второй статьи 205.4, частью второй статьи 205.5, частью первой статьи 206, статьей 208, частью второй статьи 210, частью первой статьи 211, частями второй и третьей статьи 223, частями первой и второй статьи 226, частью первой статьи 228.1, частями первой и второй статьи 229 настоящего Кодекса, освобождению от наказания в порядке, предусмотренном частью второй настоящей статьи, не подлежат.

Комментарий к статье 92 УК РФ

1. Институт освобождения несовершеннолетних от наказания, равно как и институт освобождения от уголовной ответственности, обусловлен гуманным отношением государства по отношению к лицам, совершившим преступления в несовершеннолетнем возрасте. Освобождение несовершеннолетнего от наказания является одной из форм реализации уголовной ответственности, при которой суд, постановляя приговор, дает уголовно-правовую оценку действиям виновного, но тем не менее находит возможным освободить лицо от наказания с применением ПМВВ. Комментируемая статья предусматривает два самостоятельных вида освобождения от наказания несовершеннолетних: освобождение от наказания в связи с применением ПМВВ и освобождение от наказания в связи с применением особой ПМВВ - помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

2. Освобождение несовершеннолетнего от наказания с применением ПМВВ может иметь место при постановлении обвинительного приговора за совершение преступления небольшой или средней тяжести. При этом суд в приговоре, если он придет к убеждению о необходимости применения принудительных мер воспитательного характера, должен привести мотивы принятия такого решения (привлечение несовершеннолетнего к уголовной ответственности впервые, положительные данные о его личности, критическое отношение к содеянному, случайное стечение обстоятельств, которые повлияли на поведение подростка, и др.). Принудительные меры воспитательного воздействия могут назначаться неоднократно. О ПМВВ см. коммент. к ст. 90.

3. Помещение несовершеннолетнего, совершившего преступление, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием - одно из оснований освобождения несовершеннолетнего от наказания при совершении им преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления. Такая мера воздействия применяется в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода.

4. Помещение несовершеннолетнего в специальное учреждение может применяться как после применения ПМВВ, предусмотренных ч. 2 ст. 90 УК, так и вместо названных мер, если суд придет к выводу о необходимости помещения несовершеннолетнего в специальное учреждение (неоднократное совершение преступных деяний до достижения возраста уголовной ответственности, отсутствие контроля со стороны родителей, игнорирование общепризнанных правил поведения, употребление алкогольных напитков или наркотических средств и т.д.). При постановлении приговора суд может дать специализированному учебно-воспитательному учреждению указание: учесть определенные особенности личности несовершеннолетнего при обращении с ним.

5. Пребывание несовершеннолетнего в специальном учреждении может быть прекращено до истечения указанного в решении суда срока, если поведение несовершеннолетнего свидетельствует об отсутствии необходимости в дальнейшем пребывании в данном учреждении (добросовестное отношение к учебе и работе, отсутствие нарушений дисциплины, положительные характеристики от администрации учреждения и т.д.). Психолого-медико-педагогическая комиссия каждые шесть месяцев рассматривает динамику реабилитационного процесса и вносит коррективы в индивидуальный план работы с воспитанником. При положительных результатах администрация учреждения вносит в комиссию по делам несовершеннолетних по месту нахождения этого учреждения предложение о досрочном выпуске воспитанника из учреждения. Выпуск воспитанника из учреждения закрытого типа производится по решению суда по месту нахождения этого учреждения на основании заключения администрации учреждения.

6. Самостоятельным основанием для досрочного прекращения пребывания несовершеннолетнего в специализированном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа является выявление заболевания, препятствующего содержанию и обучению несовершеннолетнего в названном учреждении. Перечень таких заболеваний установлен Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 518 "Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специализированных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием" <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2873.

7. В ч. 5 комментируемой статьи указаны преступления, при совершении которых несовершеннолетние освобождению от наказания в соответствии с правилами ч. 2 комментируемой статьи не подлежат.

Другой комментарий к статье 92 УК РФ

Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, в соответствии со ст. 90 УК РФ может быть освобожден от уголовной ответственности.

Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой, средней тяжести или тяжкое преступление, в соответствии со ст. 92 УК РФ может быть освобожден от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия или с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Правовые последствия освобождения от наказания будут различны в зависимости от категории совершенного преступления и вида наказания, к которому осужден виновный и от которого он может быть освобожден.

Освобождение несовершеннолетнего от наказания также является одной из форм реализации уголовной ответственности, при которой суд, постановляя приговор, дает отрицательную оценку поведения виновного, но полагает возможным освободить несовершеннолетнего от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Эта оценка дается судом только коллегиально на стадии судебного разбирательства и при вынесении приговора.

Гуманность закона при решении вопроса об освобождении несовершеннолетнего от наказания состоит и в том, что закон не ставит препятствий освобождению от наказания в зависимость от числа ранее совершенных несовершеннолетним преступлений небольшой, средней тяжести или тяжкого преступления. Кроме того, освобождение от наказания в отличие от освобождения от уголовной ответственности является безусловным.

Уголовная политика государства относительно несовершеннолетних заключается в том, чтобы применять к ним уголовное наказание как крайнюю меру, а при совершении преступлений, не представляющих большой общественной опасности, ограничиваться воспитательным воздействием. Подтверждением сказанному может быть положение подп. 13 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", где говорится, что с несовершеннолетними, осужденными за преступления небольшой или средней тяжести и освобожденными судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, необходимо проводить индивидуальную профилактическую работу.

В ст. 4 этого Закона определена система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В нее входят: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

В органах, указанных выше, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

Институт освобождения от наказания, так же как и институт освобождения от уголовной ответственности, как уже отмечалось, обусловлен гуманным отношением к несовершеннолетним, экономией уголовной репрессии.

Руководствоваться возможностью избегать применения уголовного наказания рекомендует судам и Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 11 января 2007 г. N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания", где в п. 18 отмечается необходимость в приговоре, постановленном в отношении несовершеннолетнего подсудимого, наряду с вопросами, указанными в ст. 299 УПК РФ, как это определено в ст. 430 УПК РФ, при наличии оснований решить вопрос о возможности освобождения несовершеннолетнего от наказания в случаях, предусмотренных ст. 92 УК РФ <1>.

--------------------------------
<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 4.

Первый вариант освобождения от наказания несовершеннолетних обусловлен наличием преступлений небольшой или средней тяжести и применением принудительных мер воспитательного воздействия. По существу, этот вид освобождения во многом конкурирует с освобождением от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия. При освобождении от наказания также применяются принудительные меры воспитательного воздействия, предусмотренные ч. 2 ст. 90 УК РФ.

Освобождение несовершеннолетнего от наказания может иметь место при постановлении обвинительного приговора за совершение преступления небольшой или средней тяжести. При этом суд в приговоре, если он придет к убеждению о необходимости применения принудительных мер воспитательного характера, должен привести доводы такого решения (первое привлечение несовершеннолетнего к уголовной ответственности, положительные характеристики, критическое отношение к содеянному, устойчивое и серьезное воспитание в семье, случайное стечение обстоятельств, которые повлияли на поведение подростка, и т.д.).

Второй вариант освобождения от наказания возможен, если несовершеннолетний совершил преступление средней тяжести или тяжкое преступление, за что осужден к лишению свободы. Только при этих обязательных условиях несовершеннолетний может быть освобожден от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

Таким образом, преступление небольшой или средней тяжести и отсутствие факта осуждения к лишению свободы влечет за собой применение принудительных мер воспитательного воздействия. Преступление средней тяжести или тяжкое преступление и осуждение к лишению свободы влечет за собой помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение.

Помещение несовершеннолетнего в специальное учреждение закрытого типа - более строгая мера воздействия, чем применение принудительных мер воспитательного характера. Она применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

При постановлении приговора суд может дать указание специализированному учебно-воспитательному учреждению при освобождении несовершеннолетнего от наказания в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 92 УК РФ, учесть определенные особенности личности несовершеннолетнего при обращении с ним.

При решении вопроса об освобождении несовершеннолетнего от наказания с направлением в специальное учреждение на практике возникает один вопрос, не в полной мере урегулированный законодателем. В частности, проблема заключается в следующем. В соответствии с ч. 6 ст. 88 УК РФ наказание в виде лишения свободы, например, не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление средней тяжести впервые. Это означает, что данная категория осужденных вообще не может быть направлена в специальное учреждение, поскольку им не назначается лишение свободы. Кроме того, в специальное учреждение не могут быть направлены и несовершеннолетние, осужденные за тяжкое преступление, но не к лишению свободы, а к иному виду наказания. В таком случае получается, что последняя категория осужденных не может быть направлена в специальное учреждение, но к ней не могут быть применены и принудительные меры воспитательного воздействия, поскольку их применение связано только с преступлениями небольшой или средней тяжести. Возникает несколько парадоксальная ситуация, при которой, если несовершеннолетний осужден к более строгому наказанию - лишению свободы, он может быть освобожден от наказания. Если же он осужден к менее строгому наказанию, освобождению от него он не подлежит. На практике данная проблема решается таким образом, что если при обсуждении наказания имело место обсуждение возможности назначения лишения свободы, несовершеннолетний может быть освобожден от наказания и направлен в специальное учреждение, хотя, конечно, данная проблема требует законодательного решения.

Деятельность указанных учреждений регулируется законодательством Российской Федерации и Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420 "Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением" (с изм. от 8 января 1997 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г.) <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1681.

Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением (далее именуется - учреждение) призвано обеспечить их психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.

Учреждение закрытого типа создается для несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные УК РФ, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода.

В учреждении закрытого типа создается режимная (вспомогательная) служба, обеспечивающая специальные условия содержания воспитанников.

Специальные условия содержания предусматривают:

- охрану территории учреждения и материальных ценностей;

- организацию безопасных условий содержания воспитанников;

- временную изоляцию воспитанников, исключающую возможность их ухода с территории учреждения по собственному желанию;

- круглосуточное наблюдение и контроль за воспитанниками, в том числе во время, отведенное для сна;

- проведение выборочного досмотра вещей воспитанников, поступающих им посылок, бандеролей, передач.

Учреждение закрытого типа может быть только государственным.

Как уже отмечалось, несовершеннолетний может быть помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

Пребывание несовершеннолетнего в специальном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры. При рассмотрении этого вопроса суд принимает во внимание обстоятельства, свидетельствующие об исправлении несовершеннолетнего. К ним, в частности, относятся: положительное поведение несовершеннолетнего, соблюдение установленных правил поведения, отсутствие взысканий и наличие поощрений, участие в общественной жизни, отношение к труду и учебе, отношения с родственниками, с другими воспитанниками и др.

Психолого-медико-педагогическая комиссия каждые шесть месяцев рассматривает динамику реабилитационного процесса и вносит коррективы в индивидуальный план работы с воспитанником. При позитивных результатах администрация учреждения вносит в комиссию по делам несовершеннолетних по месту нахождения этого учреждения предложение о досрочном выпуске воспитанника из учреждения. Выпуск воспитанника из учреждения закрытого типа производится по решению суда по месту нахождения этого учреждения на основании заключения администрации учреждения.

Продление срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки.

Освобождение от наказания, как видно из текста анализируемого закона, может быть распространено на достаточно большую группу несовершеннолетних. Вместе с тем было бы несправедливо, не в интересах общества, государства, потерпевших, да и самих несовершеннолетних, если бы совершение опасных преступлений влекло за собой мягкие меры государственного реагирования. Такая политика, как показывает практика, приводит только к негативным результатам, когда лица, совершившие преступления, уверуют в свою мнимую безнаказанность, слабость государства и продолжают совершать все более и более опасные преступления. Поэтому в ряде случаев государство должно проявить и общественный интерес, показав свою способность, возможность адекватного реагирования на преступные проявления.

В этой связи закон распространяет возможность освобождения от наказания не на всех несовершеннолетних, а лишь на тех из них, кто сохраняет возможность исправиться под воздействием принудительных мер воспитания.

В отношении ряда других лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, закон не усматривает такой возможности и потому устанавливает запрет на освобождение от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

Поэтому в соответствии с ч. 5 ст. 92 УК РФ освобождению от наказания с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа не подлежат несовершеннолетние, совершившие преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст. 111, ч. 2 ст. 117, ч. 3 ст. 122, ст. 126, ч. 3 ст. 127, ч. 2 ст. 131, ч. 2 ст. 132, ч. 4 ст. 158, ч. 2 ст. 161, ч. ч. 1 и 2 ст. 162, ч. 2 ст. 163, ч. 1 ст. 205, ч. 1 ст. 205.1, ч. 1 ст. 206, ст. 208, ч. 2 ст. 210, ч. 1 ст. 211, ч. ч. 2 и 3 ст. 223, ч. ч. 1 и 2 ст. 226, ч. 1 ст. 228.1, ч. ч. 1 и 2 ст. 229 УК РФ.

Эти преступления различны по характеру, но объединяет их достаточно высокая степень общественной опасности и распространенность среди несовершеннолетних.