Статья 84. Амнистия

1. Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.
2. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

Комментарий к статье 84 УК РФ

1. Амнистия (amnestia) - в переводе с греческого означает забвение, прощение и представляет собой правовую форму государственного прощения лиц, совершивших преступления. Амнистия находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. "о" ст. 71 Конституции) и объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ (п. "е" ст. 103 Конституции) путем принятия постановления об объявлении амнистии и постановления о порядке применения постановления об объявлении амнистии. Амнистия применяется на разных стадиях уголовного судопроизводства и предусматривает различные виды смягчения положения лиц, совершивших преступления: освобождение от уголовной ответственности, освобождение от наказания, сокращение неотбытой части наказания, снятие судимости и др.

2. Институт амнистии является межотраслевым и включает в себя нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права. Амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, акт об амнистии рассчитан на неоднократное применение. Решение о применении амнистии принимается соответствующим органом в отношении каждого лица индивидуально. Эти правоприменительные акты (постановления, определения), кроме решений судов, утверждаются прокурором. Все это позволяет говорить о нормативном характере акта об амнистии. В Постановлении КС РФ от 05.07.2001 N 11-П "По делу о проверке конституционности постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года N 492-III ГД "О внесении изменения в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в связи с запросом Советского районного суда города Челябинска и жалобами ряда граждан" <1> по этому поводу говорится, что постановление об объявлении амнистии является уникальным нормативным правовым актом. Принятие Государственной Думой постановлений об амнистии предусмотрено самой Конституцией, что отличает эти постановления от других нормативных актов, включая большинство законов, и, таким образом, они имеют особую конституционную природу. Но этот нормативный акт имеет и свои особенности. Постановление об объявлении амнистии не отменяет и не изменяет нормы уголовного права, не устраняет преступность и наказуемость деяния. Также актом об амнистии не ставится под сомнение законность, обоснованность и справедливость приговора суда.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3059.

3. В преамбуле постановления об объявлении амнистии в качестве обоснования объявления амнистии указывается, как правило, принцип гуманизма. В постановлении об объявлении амнистии указываются лица, на которых распространяется акт амнистии, условия ее применения, а также лица, на которых амнистия не распространяется. В постановлении о порядке применения амнистии указываются органы, на которые возлагается исполнение акта об амнистии, разъясняются положения и термины, используемые в постановлении об амнистии.

4. В постановлении об объявлении амнистии указывается срок исполнения амнистии (как правило, шесть месяцев). Однако это не означает, что по истечении указанного срока действие акта об амнистии заканчивается, поскольку амнистия является актом бессрочным и под ее действия подпадают все лица, совершившие преступления до вступления акта амнистии в силу, независимо от времени привлечения лица к уголовной ответственности. В судебной практике имеют место ситуации, когда деяния виновного подпадают под действие нескольких актов об амнистии. При наличии конкурирующих предписаний должны применяться положения того акта об амнистии, момент вступления в силу которого наиболее близок к моменту совершения преступления и предписания которого наиболее благоприятны для осужденного или иного лица, на которого распространяется действие акта об амнистии. В таких случаях следует руководствоваться уголовно-правовым принципом справедливости, а не положениями ст. 10 УК.

5. Актом об амнистии с осужденных может быть снята судимость. По Указу Президиума Верховного Совета СССР об амнистии от 27.03.1953 судимость была снята со всех лиц, ранее судимых и отбывших наказание, а также досрочно освобожденных. В последние годы снятие судимости с лиц, освобожденных от наказания, предусматривалось только в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20.04.2005 N 1761-IV ГД "Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 17. Ст. 1518.

6. Амнистия является императивным (обязательным) видом освобождения от уголовной ответственности и наказания, поскольку не зависит от усмотрения исполняющего ее органа и волеизъявления амнистируемого лица, что представляется вполне обоснованным, поскольку только в таком случае воля законодателя реализуется без каких-либо ограничений.

Другой комментарий к статье 84 УК РФ

Амнистия есть форма государственного прощения лиц, совершивших преступления ("амнистия" в переводе с греческого - забвение, прощение). Амнистия находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. "о" ст. 71 Конституции РФ). В СССР амнистии могли объявляться и союзными республиками в отношении лиц, осужденных судами республики (см. п. 14 ст. 72 Конституции РСФСР 1978 г.). Объявление амнистии является прерогативой Государственной Думы РФ (п. "ж" ст. 103 Конституции РФ). После принятия Конституции РФ 1993 г. амнистии в России объявлялись шестнадцать раз. Из них девять были специализированными, они распространялись в основном на участников вооруженных конфликтов. Самой масштабной была амнистия от 26 мая 2000 г. в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне <1>: более 200 тысяч осужденных было освобождено от отбывания лишения свободы, а всего под действие амнистии подпало более 700000 человек.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2286.

Амнистия объявляется Государственной Думой РФ путем принятия постановления об объявлении амнистии и постановления о порядке применения постановления об объявлении амнистии. Эти документы содержат взаимосвязанные положения, и применение одного постановления без другого невозможно. В постановлении об объявлении амнистии указываются лица, к которым амнистия применяется, условия ее применения, а также лица, на которых амнистия не распространяется. В постановлении о порядке применения амнистии указываются органы, на которые возлагается исполнение акта об амнистии, разъясняются некоторые положения и термины первого документа. В преамбуле постановления об объявлении амнистии в качестве обоснования ее объявления указывается, как правило, принцип гуманизма.

В уголовном законе не установлены критерии применения (неприменения) амнистии ни по категориям преступлений, ни по кругу лиц. Поэтому в каждом акте об амнистии предусматриваются свои критерии, т.е. признаки, по которым выделяются категории виновных лиц, на которых распространяется действие амнистии. В качестве таковых, как правило, выступают индивидуальные особенности (награжденные орденами и медалями, беременные женщины, инвалиды и т.д.); характер назначенной меры уголовно-правового воздействия; для осужденных к лишению свободы - назначенный срок наказания, форма вины, оставшийся для отбывания срок наказания.

Во второй части постановления об объявлении амнистии путем установления некоторых ограничений определяются категории лиц, на которых не распространяется действие амнистии. Данные ограничения связываются с характеристикой личности (злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания) или с характером совершенного преступления (так называемые постатейные ограничения). Именно эти ограничения позволяют характеризовать амнистию как средство корректировки уголовной политики, они показывают, какие преступления на момент объявления амнистии рассматриваются как наиболее общественно опасные и какие преступники не могут рассчитывать на прощение со стороны государства. Постатейные ограничения, как правило, распространяются на тяжкие и особо тяжкие преступления. Но, например, в амнистии 2000 г. были введены ограничения и по некоторым преступлениям средней тяжести - ст. 282 УК РФ "Возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды" и ст. 354 УК РФ "Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны". Учитывая социально-политическую ситуацию в стране в то время, эти ограничения выглядят вполне обоснованными.

Амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, акт амнистии рассчитан на неоднократное применение (неопределенное число случаев). Решение о применении амнистии принимается соответствующим органом в отношении каждого лица индивидуально. Эти правоприменительные акты (постановления, определения), кроме решений судов, утверждаются прокурором. Это позволяет говорить о нормативном характере акта об амнистии. Как сказано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. N 11-П <1>, постановление об объявлении амнистии является уникальным нормативным правовым актом. Принятие Государственной Думой РФ постановлений об амнистии предусмотрено самой Конституцией РФ, что отличает эти постановления от других нормативных актов, включая большинство законов, и, таким образом, они имеют особую конституционную природу. Но этот нормативный акт имеет и свои особенности. Постановление об объявлении амнистии не отменяет и не изменяет нормы уголовного права, не устраняет преступность и наказуемость деяния. Также актом об амнистии не ставится под сомнение законность, обоснованность и справедливость приговора суда.

--------------------------------
<1> Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. N 6.

Сроки исполнения амнистии, указываемые в постановлении об объявлении амнистии (как правило, шесть месяцев), не определяют пределов ее действия во времени. Указание на срок исполнения амнистии только ориентирует уполномоченные органы в сроках исполнения содержащихся в акте об амнистии предписаний в отношении лиц, уже привлеченных к уголовной ответственности или осужденных. Амнистия является актом бессрочным, в сферу ее действия подпадают все лица, совершившие преступления до вступления акта в силу, независимо от времени привлечения этих лиц к уголовной ответственности.

Если в указанный срок исполнения амнистии истекают сроки давности, применяются не положения акта об амнистии, а положения ст. 78 или ст. 83 УК РФ как более льготные.

Поскольку акт об амнистии является бессрочным, возможны случаи, когда деяние виновного лица подпадает под действие нескольких актов об амнистии. В таких случаях следует руководствоваться не положениями ст. 10 УК РФ об обратной силе уголовного закона, а принципом справедливости. При наличии конкурирующих предписаний должны применяться предписания того акта об амнистии, момент вступления в силу которого наиболее близок к моменту совершения преступления.

Постановление об объявлении амнистии распространяет свое действие на преступления, оконченные до момента его вступления в силу (как правило, со дня официального опубликования). В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. N 23 "Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям" (в ред. Постановления от 14 марта 1963 г. N 1) <1>, если длящееся или продолжаемое преступление окончено после вступления в силу акта об амнистии, действие этого акта на него не распространяется. В Постановлении Государственной Думы РФ от 10 июня 1998 г. <2> данное правило было нарушено. В соответствии с п. 2 Постановления его действие распространялось на лиц, преступления которых были начаты до вступления в силу и окончены не позднее шести месяцев со дня его вступления в силу. Тем самым была не соблюдена презумпция "незнания закона" при объявлении амнистии. Хотя цель этого понятна - стимулировать явку с повинной виновных лиц.

--------------------------------
<1> Бюллетень Верховного Суда СССР. 1963. N 3.
<2> СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3018.

Институт амнистии включает в себя нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права. Этот институт является комплексным, он применяется на разных стадиях уголовной ответственности и предусматривает разные виды смягчения положения лиц, совершивших преступления: освобождение от уголовной ответственности (подозреваемые и обвиняемые), освобождение от наказания (осужденные), снятие судимости (отбывшие наказание).

Если акт об амнистии вступает в силу до начала судебного разбирательства дела по существу, то освобождение от уголовной ответственности подозреваемых (обвиняемых) осуществляется путем прекращения уголовного дела, находящегося в производстве органа дознания, органа предварительного следствия или суда, либо путем прекращения уголовного преследования. Следует отметить, что в ст. 24 УПК РФ в перечне оснований прекращения уголовного дела такое основание, как акт амнистии, отсутствует. Если подозреваемый (обвиняемый) возражает против прекращения уголовного преследования, производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке (ч. 2 ст. 27 УПК РФ). Как подчеркнул Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 28 октября 1996 г. N 18-П <1>, решение о прекращении уголовного дела не подменяет собой приговор суда и, следовательно, не является актом, которым устанавливается виновность лица. Поэтому уголовное дело не может быть прекращено, если обвиняемый против этого возражает и ходатайствует о продолжении производства по делу.

--------------------------------
<1> Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. N 5.

Если акт об амнистии вступает в силу в ходе судебного разбирательства, а обвиняемый возражает против прекращения уголовного преследования, суд продолжает рассмотрение уголовного дела в обычном порядке до его разрешения по существу. В случае постановления обвинительного приговора и при наличии оснований для применения амнистии суд освобождает осужденного от наказания (ч. 8 ст. 302 УПК РФ). Но наличие обвинительного приговора вряд ли может рассматриваться как освобождение от уголовной ответственности.

Лицо, освобожденное от уголовной ответственности, не освобождается от обязанности возместить вред, причиненный его противоправными действиями. Во многих (но не во всех) актах об амнистии это положение устанавливается особо. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 апреля 2003 г. N 7-П <1> подчеркивается, что реализация права государства на отказ от уголовного преследования отдельных категорий лиц вследствие амнистии не должна ограничивать незыблемые конституционные права человека и гражданина, включая закрепленное ст. 52 Конституции РФ право потерпевших на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Потерпевший может реализовать свое право как в рамках уголовного судопроизводства, так и путем предъявления иска в порядке гражданского судопроизводства.

--------------------------------
<1> Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. N 4.

Если акт об амнистии издан после провозглашения приговора, но до его вступления в законную силу, суд второй инстанции оставляет обвинительный приговор без изменения и освобождает осужденного от отбывания наказания (п. 1 ч. 6 ст. 302 УПК РФ), если приговор не подлежит отмене или изменению по другим основаниям.

Амнистия предусматривает несколько видов смягчения положения осужденных: освобождение от основного наказания; сокращение срока (размера) назначенного наказания, включая сокращение неотбытой части наказания; замена назначенного наказания более мягким видом наказания; освобождение от дополнительного наказания.

Акт об амнистии распространяется только на те наказания, которые не отбыты или не исполнены на момент его вступления в силу.

Осужденные к смертной казни амнистии не подлежат. В СССР подобная возможность предусматривалась. Например, в ч. 1 ст. 65 ИТК РСФСР указывалась такая категория осужденных, как "мужчины, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования или амнистии". Замена смертной казни более мягким видом наказания по российскому законодательству возможна только в порядке помилования (ч. 3 ст. 59 УК РФ).

Не применяется амнистия и к лицам, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы. Конечно, чисто теоретически это не исключается, поскольку в УК РФ не установлены основания и условия применения (неприменения) амнистии, в каждом акте об амнистии они формулируются по-своему. Но на практике таких случаев не было. Во-первых, во всех актах об амнистии постатейные ограничения включают преступления, за совершение которых предусмотрена смертная казнь. Во-вторых, во многих актах об амнистии установлено положение о неприменении амнистии к лицам, ранее освобождавшимся от наказания в порядке помилования или в соответствии с актами амнистии.

С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость. В последних постановлениях об объявлении амнистии данная мера не предусматривалась. По Указу Президиума Верховного Совета СССР об амнистии от 27 марта 1953 г. <1> судимость была снята со всех лиц, ранее судимых и отбывших наказание, а также досрочно освобожденных.

--------------------------------
<1> Ведомости ВС СССР. 1953. N 4.

Амнистия является безусловным видом освобождения от уголовной ответственности и от наказания: решение о применении амнистии не может быть отменено независимо от дальнейшего поведения амнистированного лица. Некоторые специалисты выступают за придание амнистии условного характера. По их мнению, неотбытый на момент применения амнистии срок наказания следует считать испытательным сроком со всеми вытекающими правовыми последствиями.

Следует отметить, что в некоторых актах об амнистии предусматривались определенные требования, невыполнение которых исключало применение амнистии. Так, в п. 1 Постановления от 9 февраля 1996 г. "Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях, связанных с вооруженным конфликтом на территории республики Дагестан в январе 1996 года" <1> условием амнистирования являлось освобождение всех лиц, захваченных и насильственно удерживаемых незаконными вооруженными формированиями.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 8. Ст. 722.

Амнистия является императивным (обязательным) видом освобождения от уголовной ответственности и наказания, т.е. не зависит от усмотрения исполняющего ее органа и волеизъявления амнистируемого лица. Единственным исключением является несогласие подозреваемого или обвиняемого лица на прекращение уголовного преследования. В специальной литературе высказывалось мнение, что и в отношении осужденных амнистия должна применяться только с их согласия, поскольку амнистия относится к нереабилитирующим основаниям освобождения от наказания.