Статья 340. Нарушение правил несения боевого дежурства

1. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федерацию либо по обеспечению ее безопасности, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства, -
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, -
наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

3. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия, -
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Комментарий к статье 340 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления является порядок несения боевого дежурства (боевой службы), гарантирующий своевременное обнаружение и отражение внезапного нападения на Российскую Федерацию, а также обеспечение ее внешней безопасности.

Общие принципы организации и порядка несения боевого дежурства (боевой службы) регламентируются соответствующими нормативными правовыми актами.

Порядок несения боевого дежурства (боевой службы) в различных видах Вооруженных Сил и других войск РФ неодинаков и зависит от вида войск, осуществляющих дежурство. Боевое дежурство организуется в Вооруженных Силах РФ (Ракетных войсках стратегического назначения, Военно-воздушных силах, иных видах Вооруженных Сил и родов войск), в Военно-Морском Флоте осуществляется боевая служба.

Характер и задачи боевого дежурства (боевой службы), правила его несения, конкретные функциональные обязанности каждого лица, входящего в состав дежурного подразделения, определяются соответствующими положениями, поставлениями, инструкциями, приказами, издаваемыми с учетом особенностей несения этой специальной службы в тех или иных войсках. Эти нормативные акты должны быть основаны на Конституции, Федеральном законе от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (в ред. от 25.12.2012) <1>, Законе о Государственной границе, Законе о воинской обязанности.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750; 2000. N 1 (ч. 1). Ст. 6; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1) Ст. 4437; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2005. N 10. Ст. 763; N 15. Ст. 1276; N 52 (ч. 1) Ст. 5598; 2006. N 28. Ст. 2974; N 29. Ст. 3123; N 50. Ст. 5279; 2007. N 26. Ст. 3076; N 27. Ст. 3213; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 45. Ст. 5270; 2010. N 19. Ст. 2283, 2291; N 31. Ст. 4192; N 52 (ч. 1). Ст. 6992; 2011. N 15. Ст. 2019; N 50. Ст. 7366; РГ. 2012. N 301.

В связи с этим по каждому уголовному делу указанной категории следует выяснять особенности службы данного дежурного подразделения, в чем конкретно выразились нарушения, какими нормативными актами регулируются правила несения боевого дежурства.

2. Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил несения боевого дежурства (боевой службы). Эти нарушения состоят в невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей при несении боевого дежурства (боевой службы) (например, самовольное оставление подразделения, несущего дежурство, употребление спиртных напитков или наркотиков во время дежурства, порча или выведение из строя аппаратуры или специального оборудования).

Указанные нарушения могут сопровождаться нарушением правил несения других видов служб или порядка прохождения военной службы в целом. Такие случаи образуют совокупность соответствующих преступлений.

Уголовная ответственность наступает только при условии, если нарушение повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства.

Вред может выражаться в проникновении на территорию РФ иностранных летательных аппаратов, речных и морских судов, когда в результате нарушения в течение значительного времени парализуется боевое дежурство подразделения (экипажа, расчета, поста), причинение иного реального вреда безопасности государства и т.д.

Возможность наступления вреда определяется в каждом конкретном случае, когда допущенные нарушения создали реальные предпосылки для наступления вреда безопасности государства, но он не наступил, так как был предотвращен иными мерами или мог реально наступить в случае нападения на Российскую Федерацию или посягательства на ее безопасность.

Преступление окончено с момента причинения вреда или возможности его наступления.

3. Субъектом данного преступления являются военнослужащие любого воинского звания, должности, входящие в состав подразделения (расчета, экипажа, поста), несущего боевое дежурство.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины.

5. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает в качестве квалифицирующего признака наступление тяжких последствий. Такие последствия могут быть сопряжены с реальным причинением вреда безопасности государства (военное нападение, вооруженная провокация, диверсия, срыв выполнения боевой задачи и т.п.).

6. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за нарушение соответствующих правил вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью. Иные признаки преступления аналогичны ранее рассмотренным.

Другой комментарий к статье 340 УК РФ

Объект преступления - установленный порядок несения боевого дежурства в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Боевое дежурство (боевая служба) является выполнением боевой задачи. Оно осуществляется дежурными силами и средствами, назначенными от воинских частей и подразделений видов Вооруженных Сил РФ и родов войск. В состав дежурных сил и средств входят боевые расчеты, экипажи кораблей и летательных аппаратов, дежурные смены пунктов управления, сил и средств боевого обеспечения и обслуживания.

В Военно-Морском Флоте РФ боевая служба является высшей формой поддержания боевой готовности сил флота в мирное время.

Объективная сторона состоит в нарушении правил несения боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федерацию либо по обеспечению ее безопасности. Правила несения боевого дежурства определяются Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ, приказами и директивами Министра обороны, начальника Генерального штаба и главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации. На основе этих нормативных предписаний командир воинской части устанавливает состав дежурных сил и средств, степень их боевой готовности, продолжительность, порядок несения боевого дежурства, подготовки личного состава, вооружения и военной техники к заступлению на боевое дежурство (боевую службу) и их смены. Порядок заступления на боевое дежурство (боевую службу) определяется приказами главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации. На боевое дежурство (боевую службу) запрещается назначать военнослужащих, не приведенных к военной присяге, не усвоивших программу соответствующей подготовки в установленном объеме, совершивших проступки, по которым ведется расследование, и больных.

Нарушение правил несения боевого дежурства может выражаться как в действии, так и в бездействии. Так, нарушением правил будут передача кому бы то ни было, хотя бы и временно, исполнения обязанностей по несению боевого дежурства без разрешения командира дежурных сил и средств, отвлечение от боевого дежурства и занятие делами, не связанными с его исполнением, самовольное оставление боевого поста или другого места несения боевого дежурства, проведение работ на вооружении и военной технике, снижающие установленную их готовность, употребление спиртных напитков во время боевого дежурства и т.п. Поскольку диспозиция рассматриваемой статьи является бланкетной, в каждом случае необходимо устанавливать, какое именно правило было нарушено.

Обязательным признаком объективной стороны состава преступления являются последствия в виде причинения вреда интересам безопасности государства или создания угрозы наступления таких последствий. Вид и характер последствий или создание условий причинения вреда, их реальность подлежат установлению в каждом конкретном случае с учетом особенностей боевой задачи.

В случае если во время несения боевого дежурства совершаются иные виды преступлений, например самовольное оставление места службы, неисполнение приказа и др., они подлежат самостоятельной правовой оценке.

В тех случаях, когда специальная служба, в том числе несение боевого дежурства, организована в нарушение порядка, установленного уставами или другими нормативными документами, основания для привлечения к ответственности отсутствуют.

Состав по конструкции формально-материальный. Преступление может быть окончено как с момента нарушения правил несения боевого дежурства (при создании угрозы интересам безопасности России), так и с момента причинения вреда указанным интересам. Вопрос о причинении вреда решается в каждом конкретном случае в зависимости от характера выполняемой задачи, характера нарушения, реальности причинения вреда и других обстоятельств.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла.

Субъект преступления специальный - военнослужащий, находящийся на боевом дежурстве. Военнослужащий признается субъектом преступления вне зависимости от того, находился он на боевом посту или в отдыхающей смене. Однако субъектом данного преступления и других преступлений, связанных с нарушением правил несения службы, могут быть признаны только те лица, которые назначены для несения той или иной службы в соответствии с действующим законодательством. Несоблюдение нормативно определенного порядка назначения исключает уголовную ответственность за рассматриваемые преступления.

Так, решая вопрос о субъекте преступления, следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 41 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы) могут привлекаться лишь те военнослужащие, которые были приведены к Военной присяге. Только за ними могут закрепляться оружие и военная техника. Это же правило распространяется и на субъектов иных преступлений, связанных с нарушением правил несения службы.

Поэтому обязательным признаком субъекта любого из преступлений против порядка несения специальных служб (ст. ст. 340 - 344 УК РФ) является факт приведения военнослужащего к Военной присяге. При отсутствии указанного условия военнослужащие субъектами названных преступлений признаны быть не могут.

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 340 УК РФ) предусматривает ответственность за то же деяние, повлекшее наступление тяжких последствий. В законе понятие тяжких последствий не раскрывается, оно является оценочным. Тяжкими последствиями могут быть признаны гибель людей, уничтожение техники, проникновение на территорию России разведывательных самолетов, подводных лодок, вторжение воинских формирований на территорию РФ, срыв выполняемой задачи и т.п.). Тяжкие последствия должны находиться в причинной связи с нарушением правил боевого дежурства.

Субъективное отношение виновного к последствиям, как правило, неосторожное.

Частью 3 ст. 340 УК РФ установлена ответственность за нарушение правил несения боевого дежурства, совершенного по неосторожности, вследствие небрежного или недобросовестного отношения к ним и повлекшего тяжкие последствия. Понятие тяжких последствий приведено выше.