Статья 2. Задачи уголовного кодекса Российской Федерации

1. Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.
2. Для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

Комментарий к статье 2 УК РФ

1. Уголовный кодекс определяет триаду стоящих перед ним задач: охранительную (охрана объектов, интересов, ценностей, защищаемых уголовным законом от преступных посягательств); обеспечительную (обеспечение мира и безопасности человечества); предупредительную (предупреждение преступлений). В последующих нормах УК эти задачи конкретизируются, в частности, в принципе гуманизма и в целях уголовного наказания (см. коммент. к ст. ст. 7, 43).

2. Традиционная для законодательства любого государства охранительная задача в УК сформулирована посредством расстановки приоритетов уголовно-правовой охраны интересов личности, общества и государства, как это определено в Конституции (в частности, в ст. ст. 2, 55, 56 и др.).

В качестве объектов такой охраны выступают: права и свободы человека и гражданина как высшие ценности (ст. ст. 17 - 56 Конституции), осуществление которых не должно нарушать права и свободы других лиц; собственность во всех ее формах (ст. 8 Конституции); общественный порядок как совокупность отношений, обеспечивающих общественное спокойствие, соблюдение нравственности, нормальную работу транспортных и других социальных систем, предприятий, учреждений и организаций; физическая и нравственная неприкосновенность личности; общественная безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов общества от внутренних и внешних угроз <1>; окружающая среда (ст. 42 Конституции, Закон об охране окружающей среды); конституционный строй РФ, включающий определение формы государственной власти в Российской Федерации и ее источника, способов ее осуществления, разделения на законодательную, исполнительную и судебную; пределы действия суверенитета РФ, принципы федеративного устройства и др. (гл. 1 Конституции); мир и безопасность человечества (разд. XII УК о преступлениях против мира и безопасности человечества).

--------------------------------
<1> См.: Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 2.

С учетом изложенного уголовное законодательство фактически решает определенные в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года <1> задачи по обеспечению безопасности личности, общества и государства, которые также частично представлены в формулировке принципа гуманизма (см. ст. 7) и которые заслуживают более полного общественно-политического отражения, например, в Концепции уголовно-правовой (уголовной) политики государства <2>.

--------------------------------
<1> См.: Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.
<2> Проект Концепции уголовно-правовой политики Российской Федерации опубликован Общественной палатой РФ // URL: http://www.oprf.ru/press/news/2012/newsitem/17888.

3. Задача предупреждения преступлений включает два аспекта: частную превенцию, под которой понимается предупреждение новых преступлений лицами, ранее совершившими общественно опасные деяния (в том числе рецидив преступлений), что достигается путем применения к ним уголовного наказания либо мер воспитательного или медицинского характера; общую превенцию, т.е. предупреждение совершения преступления всеми гражданами и иными лицами, что реализуется не только путем определения, возложения и применения уголовно-правовых запретов, но и установлением норм, стимулирующих правомерное, в том числе посткриминальное, поведение (например, о необходимой обороне и крайней необходимости, о специальных видах освобождения от ответственности, в частности, при добровольных актах сдачи оружия (примеч. к ст. 222 УК), освобождения заложника (примеч. к ст. 206 УК), уплаты налоговых штрафов (ст. ст. 198 - 199.1 УК) и др.).

Предупредительная задача предполагает и ее информационно-воспитательный аспект, в том числе с учетом принципа знания закона: незнание закона не освобождает от ответственности. Воспитательная работа согласно УИК является одним из основных средств исправления осужденных (ст. 9 УИК).

4. Способы (методы) реализации уголовного законодательства раскрываются в ч. 2 комментируемой статьи, в соответствии с которой УК устанавливает основание и принципы уголовной ответственности (ст. ст. 3 - 8), определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями (ст. 14), устанавливает виды наказаний (ст. 44) и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений (как предусмотренных специальным разд. VI УК, так и представленных в других нормах УК, например в ст. ст. 90 - 92 и др.).

Уголовный закон, будучи по своей правовой природе крайним средством государственной реакции на факты правонарушающего поведения, распространяет свое действие лишь на те сферы общественных отношений, регулирование которых с помощью норм иной отраслевой принадлежности оказывается недостаточным. Федеральный законодатель в установленных Конституцией пределах уполномочен самостоятельно определять содержание положений уголовного закона, признаки составов преступлений, виды и размеры наказаний за их совершение. Принятие соответствующих законодательных решений должно осуществляться в том числе на основе закрепленных в Конституции принципов справедливости и соразмерности ответственности конституционно значимым целям при безусловном соблюдении гарантий личности в этой области публично-правовых отношений, а также с учетом общих положений УК о законности, вине, справедливости уголовной ответственности и ее основании, гуманизме (ст. ст. 3, 5 - 8 УК). При этом само по себе неустановление федеральным законодательством уголовной ответственности за те или иные деяния не нарушает конституционные права граждан, в отношении которых эти деяния совершены, и не препятствует использованию ими в целях защиты своих прав и законных интересов иных правовых средств <1>. Уголовно-правовые отношения не могут быть доминирующими, подменять или заменять иных позитивных правоотношений, хотя и они выполняют не только охранительную, но также регулятивную, информационную и иные функции.

--------------------------------
<1> См., например: Определение КС РФ от 29.05.2007 N 515-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Трехсвоякова Андрея Викторовича на нарушение его конституционных прав статьей 293 Уголовного кодекса Российской Федерации".

5. Подтверждением того, что уголовное законодательство реализуется в форме уголовно-правового отношения, является то, что комментируемая статья, как и большинство уголовно-правовых норм, адресована, с одной стороны, лицам, способным нести уголовную ответственность (ст. 19 УК), с другой - применяющим уголовный закон уполномоченным государственным органам, включая суды общей юрисдикции. Процессуальные способы реализации уголовного законодательства и его задач также отнесены к ведению Российской Федерации, представлены, в частности, в УПК и соотносятся с нормами УК, как форма и содержание, исходя из специфики предметов их правового регулирования. При этом форма становится необходимой характеристикой законности применения материальных норм уголовного закона.

Другой комментарий к статье 2 УК РФ

Задачи уголовного закона связаны в первую очередь с историческим происхождением уголовного права. На определенном этапе развития человеческого общества оно возникло как реакция государства на преступные посягательства, причиняющие вред или создающие угрозу причинения вреда позитивным общественным отношениям, интересам социума. Эти объекты и призван защитить уголовный закон своими специфическими средствами (в основном угрозой наказания и его применением). Поэтому охранительная задача уголовного закона является по существу присущей ему исторической задачей, независимой от политического строя государства, особенностей его социального и экономического развития. Вместе с тем необходимо отметить, что приоритеты охраны уголовного закона носят исторически изменчивый характер.

Конституция Российской Федерации в ст. 2 провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства.

Это конституционное положение нашло свое отражение в УК РФ, где среди ценностей, охраняемых уголовным законом, на первое место поставлены именно права и свободы человека и гражданина. Поэтому отнюдь не случайно Особенная часть УК РФ открывается разделом о преступлениях против личности.

Важной задачей УК РФ является также охрана от преступных посягательств таких фундаментальных для общества и государства общественных отношений, как отношения собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации.

И, наконец, УК РФ обеспечивает охрану от преступных посягательств, мира и безопасности человечества. Наличие этой задачи обусловлено тем, что для России, являющейся частью мирового сообщества, не могут быть безразличны его общие интересы. И в силу этого УК РФ устанавливает ответственность за преступления, посягающие как на интересы отдельных групп населения земли, так и на интересы целых народов, государств, их мирное существование.

Таким образом, можно сказать, что порядок расположения объектов охраны УК РФ отражает иерархию ценностей, принятую в России, являющейся демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, и свойственную передовым, развитым государствам мира, а именно: охрану интересов личности, общества, государства.

Вторая задача уголовного закона - это предупреждение преступлений (предупредительная задача). Предупреждение преступлений представляет собой комплексную деятельность государства и общества по недопущению совершения преступлений. Меры, направленные на предупреждение преступлений, могут быть самого разнообразного характера: экономического, политического, организационного, морального, правового и т.д. Применение таких мер обусловлено тем, что преступность - это явление социальное, исторически изменчивое. При различных условиях жизнедеятельности общества и государства изменяются и динамика, и структура преступности. В предупреждении преступлений уголовный закон играет важную, но не главенствующую роль. Основным превентивным средством здесь выступает угроза применения наказания за совершение преступления. Однако хорошо известно, что страх перед наказанием далеко не всегда удерживает от преступных действий, поскольку надежда избежать наказания достаточно велика. Поэтому угроза наказанием должна сопровождаться его неотвратимостью. Эти позиции являются основой уголовно-правового предупреждения преступлений. Вместе с тем уголовному закону известны и другие средства, содействующие предупреждению преступлений. К ним можно отнести наличие в уголовном законе дозволительных или управомочивающих норм (необходимая оборона, крайняя необходимость, обоснованный риск и др.), также содействующих предупреждению преступлений. На предупреждение преступлений направлены и поощрительные нормы, которые связывают освобождение от уголовной ответственности с позитивным поведением: добровольный отказ от преступления, добровольная сдача оружия, добровольное освобождение похищенного и т.д. К числу поощрительных норм можно отнести также и нормы, регулирующие вопросы освобождения от наказания, в том числе и досрочного. Таким образом, средства, направленные на предупреждение преступлений, которыми располагает уголовный закон, достаточно широки.

Говоря о задаче предупреждения преступлений, следует выделить два ее аспекта. Первый - это общее предупреждение, или общая превенция, состоит в предупреждении совершения любых преступлений гражданами под влиянием установленного уголовно-правового запрета. Второй аспект задачи предупреждения преступлений состоит в предупреждении совершения новых преступлений лицами, которые преступление уже совершили (частное предупреждение, или частная превенция). Решение задачи частной превенции достигается путем применения к лицам, совершившим преступление, уголовного наказания, принудительных мер медицинского характера, принудительных мер воспитательного воздействия, усиленного социального контроля за осужденными или лицами, освобожденными от наказания.

При этом следует отметить, что уголовный закон подлежит публикации, публикуются также изменения и дополнения уголовного закона. Текст уголовного закона доступен широким массам населения, что в сочетании с пропагандой необходимости укрепления законности и правопорядка, отрицательных последствий совершения преступлений оказывает существенное влияние на правосознание граждан, выработку у населения социально полезных установок поведения. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и страх перед уголовным наказанием, который способен удержать от совершения преступлений неустойчивую в моральном и нравственном отношении часть граждан.

Таким образом, для осуществления задач охраны наиболее значимых объектов от преступных посягательств и предупреждения преступлений УК РФ устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.