1. Умышленное внесение должностным лицом в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заведомо недостоверных сведений, а равно умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации, -
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, -
наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от шести месяцев до трех лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, -
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.
(Статья дополнительно включена с 5 июля 2010 года Федеральным законом от 1 июля 2010 года N 147-ФЗ)
Комментарий к статье 285.3 УК РФ
1. Федеральным законом от 01.07.2010 N 147-ФЗ УК дополнен ст. 285.3, устанавливающей ответственность за внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений.
Данное преступление отнесено законодателем к преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
2. Комментируемой статьей предусмотрены альтернативно два предмета преступления. Первым предметом преступления выступают единые государственные реестры, которые представляют собой федеральные информационные ресурсы. Характер единых государственных реестров, их содержание, порядок и субъект ведения реестров устанавливаются на законодательном уровне и конкретизируются в соответствующих постановлениях Правительства РФ. В этой связи для установления предмета рассматриваемого преступления в каждом конкретном случае на основе нормативных правовых актов необходимо устанавливать, относится ли тот или иной документ к категории единых государственных реестров.
Например, ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. от 29.12.2012) <1> установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431; 2003. N 26. Ст. 2565; N 50. Ст. 4855; N 52 (ч. 1). Ст. 5037; 2004. N 45. Ст. 4377; 2005. N 27. Ст. 2722; 2007. N 7. Ст. 834; N 30. Ст. 3754; N 49. Ст. 6079; 2008. N 18. Ст. 1942; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 44. Ст. 4981; 2009. N 1. Ст. 19, 20, 23; N 29. Ст. 3642; N 52 (ч. 1). Ст. 6428; 2010. N 21. Ст. 2526; N 31. Ст. 4196; N 49. Ст. 6409; N 52 (ч. 1). Ст. 7002; N 29. Ст. 3880; РГ. 2011. N 159; СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 5). Ст. 7061; 2012. N 14. Ст. 1553; N 31. Ст. 4322.
Государственные реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственных реестров.
Ведение указанных выше государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с комментируемой статьей предмет преступления будет иметь место только в том случае, когда государственный реестр предусмотрен законодательством РФ.
Вторым предметом преступления являются документы, на основании которых были внесены запись или изменение в единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством РФ.
Таким образом, законодатель указывает на два обязательных признака второго предмета преступления. Документы, о которых идет речь в комментируемой статье, должны являться основанием внесения записей в единые государственные реестры, и эти документы должны подлежать обязательному хранению на основании законодательства РФ.
Рассмотрим вопрос о втором предмете преступления опять же на примере регистрации юридических лиц. В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" к числу документов, представляемых, например, при государственной регистрации создаваемого юридического лица, относятся:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии) и другие документы.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 указанного Закона записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации, т.е. на основании документов, перечисленных выше.
И наконец, ч. 3 ст. 5 этого же Закона установлено, что порядок и сроки хранения регистрирующим органом содержащихся в государственных реестрах документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439" (в ред. от 22.12.2011) // СЗ РФ. 2003. N 43. Ст. 4238; 2004. N 10. Ст. 864; 2005. N 51. Ст. 5546; 2010. N 11. Ст. 1224; 2012. N 1. Ст. 136.
Таким образом, перечисленные выше документы являются основанием внесения записей в Единый государственный реестр и подлежат обязательному хранению, что установлено законодательством РФ. Эти обстоятельства позволяют отнести данные документы к предмету преступления, предусмотренному комментируемой статьей. Аналогично должен решаться вопрос и в отношении иных документов.
Говоря о втором предмете преступления, следует обратить внимание и на то обстоятельство, что закон говорит о документах как предмете преступления только в том случае, если на их основании были внесены запись или изменение в Единый государственный реестр. А если такие записи не производились? В этом случае буквальное толкование закона позволяет говорить об отсутствии предмета преступления.
3. Объективная сторона преступления выражается в действии, но ее содержание будет различаться в зависимости от того, что является предметом преступления.
Что касается Единого государственного реестра, то объективная сторона преступления может заключаться только во внесении в него заведомо недостоверных сведений. Характер сведений, подлежащих внесению в Единый государственный реестр, является разным в зависимости от вида реестра. Так, в государственный реестр юридических лиц включаются сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а именно полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке; организационно-правовая форма; адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица; способ образования юридического лица (создание или реорганизация); сведения об учредителях (участниках) юридического лица и т.д.
Недостоверные сведения - это сведения, полностью или частично не соответствующие действительности, искажающие ее. Внесение таких сведений в Единый государственный реестр может быть осуществлено как на первоначальном этапе внесения сведений в реестр, так и на последующем этапе - дополнения или изменения ранее внесенных сведений.
В тех случаях, когда предметом преступления выступают документы, на основании которых были внесены запись или изменение в Единый государственный реестр, объективная сторона преступления выражается в уничтожении или подлоге документов.
Под уничтожением документов следует понимать любое действие, результатом которого будет являться приведение документа в полную негодность (сожжение, воздействие кислотой и т.п. действия). Уничтоженный документ не подлежит восстановлению и не может использоваться в качестве документа.
Подлог является обобщающим понятием, включающим в себя как внесение в документ заведомо ложных сведений, так и внесение в документ исправлений, искажающих его действительное содержание.
Внесение в документ заведомо ложных сведений имеет место в случае, когда в подлинный по своей форме документ (т.е. сохраняющий все внешние реквизиты) вносятся не соответствующие действительности сведения (так называемый интеллектуальный подлог). Также данное деяние может выражаться в нанесении на документ ложных реквизитов, например проставление даты, не соответствующей фактической дате составления документа, либо в подделке подписи на документе.
Внесение в документ исправлений, искажающих его действительное содержание, - это подчистка, дописка подлинного текста, совершение иных действий, в результате которых меняется содержание, информативная нагрузка документа (материальный подлог).
4. Тот факт, что законодатель, как отмечалось выше, поместил комментируемую статью в главу о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, позволяет говорить о том, что рассматриваемые действия (внесение заведомо ложных сведений, уничтожение, подлог) должны обладать связью со служебными полномочиями виновного лица и осуществляться именно в связи со служебными обязанностями. Отсутствие этой связи будет означать и отсутствие рассматриваемого состава преступления. В таком случае действия виновного при наличии соответствующих обстоятельств могут быть квалифицированы, например, по ст. 327 УК.
5. Состав преступления, предусмотренного комментируемой статьей, является формальным. Преступление окончено с момента совершения действий, указанных в диспозиции нормы.
6. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется виной в виде прямого умысла. Указание законодателя на заведомость знания виновным необходимых обстоятельств означает наличие точного знания недостоверности соответствующих сведений.
7. Субъект преступления - специальный. Субъектом внесения заведомо недостоверных сведений в Единый государственный реестр может быть только должностное лицо, а субъектом уничтожения или подлога документов может быть как должностное лицо, так и государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.
8. Частью 2 комментируемой статьи установлена более строгая ответственность за рассмотренные деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору. Понятие группы лиц по предварительному сговору приведено в ч. 2 ст. 35 УК. Применительно же к составу преступления, предусмотренному комментируемой статьей, следует обратить внимание на наличие специального субъекта. С позиции формы соучастия это означает, что группу лиц могут образовать лишь субъекты, обладающие определенными признаками. Так, группу лиц применительно к внесению заведомо недостоверных сведений в Единый государственный реестр могут образовать лишь должностные лица, а группу лиц применительно к уничтожению или подлогу документов - государственные или муниципальные служащие, которые могут быть как должностными, так и не должностными лицами.
9. Особо квалифицированный состав образует любое из рассмотренных деяний, если оно повлекло тяжкие последствия. Понятие тяжких последствий относится к категории оценочных. Их наличие должно определяться в каждом конкретном случае.
Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, следует, например, понимать такие последствия совершения преступления, как нарушение деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.
Другой комментарий к статье 285.3 УК РФ
1. Предмет преступления - единые государственные реестры РФ и документы, послужившие основанием для внесения в них сведений.
В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие сведения по различным направлениям деятельности, имеющие, как правило, юридическое и информационное значение. Наиболее значимыми являются такие реестры, как Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), Единый государственный реестр субъектов страхового дела, Единый государственный реестр лотерей и др.
2. Объективная сторона преступления заключается во внесении недостоверных сведений в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством РФ или уничтожении, подлоге документов, которые подлежат обязательному хранению.
Недостоверными являются сведения, не соответствующие действительности либо искаженные. Внесение сведений осуществляется путем записи или помещения информации на электронном носителе.
Уничтожение документов предполагает их физическую ликвидацию (сжигание, разрывание, выбрасывание и т.д.). Подлог документов возможен путем как их подмены, так и внесения ложных сведений, пометок, подчисток и т.п.
Обязательность хранения документов определяется соответствующими нормативными актами.
3. Преступление окончено с момента внесения недостоверных сведений, уничтожения или подлога документов.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
5. Субъект преступления - должностное лицо органа, осуществляющего ведение единого государственного реестра.
6. Тяжкие последствия (ч. 3 ст. 285.3) - оценочное понятие, с учетом предмета преступления наиболее вероятным представляется материальный вред.