Статья 253. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации

1. Незаконное возведение искусственных островов, установок или сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности, а равно нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок или сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Исследование, поиск, разведка, разработка природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимые без соответствующего разрешения , -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 253 УК РФ

1. Непосредственный объект преступления - общественные отношения, содержанием которых является суверенное право РФ на континентальный шельф и исключительную экономическую зону, обеспечение безопасности морского судоходства в зонах сооружений и установок на шельфе, а также отношения по охране естественных (живых и неживых) ресурсов континентального шельфа РФ и исключительной экономической зоны РФ.

Правовой режим континентального шельфа определяется нормами Конвенции о континентальном шельфе от 29 апреля 1958 г. <1>, Закона о континентальном шельфе, Закона о животном мире, Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (в ред. от 30.12.2012) <2>; другими законодательными актами РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

--------------------------------
<1> БВС СССР. 1964. N 28. Ст. 329.
<2> СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823; 1999. N 7. Ст. 879; 2000. N 2. Ст. 141; 2001. N 21. Ст. 2061; N 33 (ч. 1). Ст. 3429; 2002. N 22. Ст. 2026; 2003. N 23. Ст. 2174; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2006. N 17 (ч. 1). Ст. 1778; N 44. Ст. 4538; 2007. N 27. Ст. 3213; N 49. Ст. 6056; 2008. N 18. Ст. 1941; N 29 (ч. 1). Ст. 3418, 3420; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17. N 29. Ст. 3601; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2010. N 21. Ст. 2527; N 31. Ст. 4155; 2011. N 15. Ст. 2018, 2025; РГ. 2011. N 159; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6732; N 49 (ч. 1). Ст. 7042; N 50. Ст. 7343, 7359; 2012. N 25. Ст. 3264; N 31. Ст. 4322.

Правовой режим исключительной экономической зоны определяется Федеральным законом от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (в ред. от 21.11.2011) <1>, принятым в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. <2>, Федеральным законом от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (в ред. от 30.12.2012) <3> и другими федеральными законами.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273; 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3429; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 17. Ст. 1555; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4444; 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3101; 2006. N 45. Ст. 4640; 2007. N 50. Ст. 6246; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 49. Ст. 5748; 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6460; 2011. N 1. Ст. 32; N 27. Ст. 3880; РГ. 2010. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6732.
<2> СЗ РФ. 1997. N 3. Ст. 1013; N 48. Ст. 5493.
<3> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833; 2003. N 17. Ст. 1556; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4444; 2004. N 35. Ст. 3607; 2007. N 46. Ст. 5557; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5748; 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6440; 2011. N 15. Ст. 2021; N 27. Ст. 3880; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6732; 2012. N 31. Ст. 4321.

Комментируемая статья предусматривает ответственность за два самостоятельных состава преступления.

Часть 1 комментируемой статьи говорит о нарушениях законодательства о континентальном шельфе РФ и исключительной экономической зоне РФ, не являющихся экологическими преступлениями, поскольку они посягают на отношения по обеспечению безопасности морского судоходства и суверенных прав Российской Федерации на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Предмет этого преступления - незаконно созданные на континентальном шельфе сооружения, незаконно созданные вокруг них или в исключительной экономической зоне РФ зоны безопасности, а также средства обеспечения безопасности морского судоходства.

Под сооружениями понимаются искусственные острова, буровые и иные установки, платформы разного назначения, причалы и другие постройки. Они не обладают статусом естественных островов, не имеют территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа (ст. 16 Закона о континентальном шельфе).

По смыслу ч. 1 комментируемой статьи под сооружениями следует также понимать подводные кабели и трубопроводы различного назначения. К ним необходимо отнести также и устройства для выращивания морской продукции, в частности моллюсков с искусственным жемчугом, морских ежей, плантации культивируемой морской капусты (ламинарии).

Вокруг искусственных островов, установок, платформ и иных сооружений устанавливаются зоны безопасности, которые простираются не более чем на 500 м от каждой точки внешнего края названных сооружений (ст. 16 указанного Закона).

Средства обеспечения безопасности морского судоходства - это различные устройства, предупреждающие морские и воздушные суда о наличии сооружений: маяки, бакены, молы (устройства для защиты от волн), световые, светозвуковые устройства и др.

3. С объективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, выражается альтернативно в: а) незаконном возведении сооружений на континентальном шельфе РФ; б) незаконном создании вокруг них или в исключительной экономической зоне РФ зон безопасности; в) нарушении правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства.

Создавать искусственные острова, установки и другие сооружения на шельфе могут: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ; физические и юридические лица РФ; иностранные государства, иностранные физические и юридические лица; компетентные международные организации.

Порядок представления, рассмотрения, оценки запросов на создание искусственных сооружений на шельфе и порядок принятия иных решений устанавливаются Законом о континентальном шельфе (ст. ст. 17 - 20) и международными договорами РФ. Порядок прокладки подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе изложен в ст. 22 Закона о континентальном шельфе. Деятельность на искусственном острове, платформе, сооружении может быть прекращена на основании решения суда (ст. 21 указанного Закона).

Перечень правил, которыми должны руководствоваться заявители, довольно обширен. Так, незаконными признаются: возведение сооружений без разрешения либо с несоблюдением установленных в разрешении условий (не в том месте, не на той глубине, без соблюдения мер безопасности); создание с нарушением установленных правил зон безопасности либо охрана или ликвидация с нарушением правил возведенных сооружений или средств обеспечения безопасности.

Передача заявителями, получившими разрешение на создание сооружений, прав на возведение и пользование ими другим лицам запрещается. Эксплуатация сооружений такими лицами также образует состав рассматриваемого преступления.

Обязательным признаком объективной стороны преступления является место совершения преступления: континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ (см. коммент. к ст. 252).

Преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента совершения хотя бы одного из указанных в статье деяний. При наличии последствий (загрязнение вод, авария корабля) содеянное образует совокупность преступлений и квалифицируется по ч. 1 комментируемой статьи и, например, по ст. ст. 252, 263 УК.

4. Субъект преступления - специальный - вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо, ответственное за осуществление соответствующей деятельности.

5. С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность своих действий и желает их совершить.

Мотивы и цели для квалификации преступления значения не имеют.

6. Предметом преступления в ч. 2 комментируемой статьи являются естественные богатства континентального шельфа или исключительной экономической зоны РФ (природные ресурсы). Естественные богатства шельфа составляют: минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр (руды, минералы, нефть, газ и т.п.), а также живые организмы "сидячих" видов, т.е. организмы, которые в надлежащий период промысла находятся в неподвижном состоянии на морском дне либо не способны передвигаться иначе как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами (крабы, гребешки, устрицы, мидии, морские ежи и звезды, трепанги, кукумарии, губки "сидячих" видов, морские водоросли и др.).

К естественным богатствам исключительной экономической зоны РФ относятся ее биоресурсы: рыбы, морские звери, иные млекопитающие, водоплавающие птицы.

7. Объективная сторона преступления состоит в совершении хотя бы одного из названных в законе проводимых без соответствующего разрешения действий: исследование, разведка, разработка естественных богатств континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ.

Эти действия образуют состав экологического преступления.

Исследования, т.е. морские научные и ресурсные исследования, субъекты таких исследований, порядок получения разрешения на их проведение, порядок их проведения, основания для отказа в выдаче разрешений подробно изложены в гл. V "Морские научные исследования" указанного Закона.

Морские научные исследования являются незаконными, если они осуществляются без разрешения либо в месте, не обозначенном в разрешении, либо если их проводит лицо, не указанное в разрешении, переданном ему другим лицом.

Разрешение на проведение морских научных исследований выдается федеральным органом исполнительной власти в области науки и технической политики по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти (в области обороны, рыболовства, гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды и др.).

Разрешения на региональное геологическое изучение шельфа; поиск минеральных ресурсов, их разведку и разработку; строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с эксплуатацией ресурсов шельфа; сбор палеонтологических, минералогических и других геологических коллекционных материалов выдаются федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти (по обороне, в области рыболовства и др.).

Разрешение на проведение морских ресурсных исследований выдается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти (ст. ст. 23 - 30 Закона о континентальном шельфе и ст. ст. 19 - 21 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации").

Разведка естественных богатств - это поиск живых и неживых ресурсов, определение их количества, объемов, продуктивности, возможности промысловой добычи и т.п.

Разработка естественных богатств представляет собой их промышленную добычу. Разработка этих богатств осуществляется с учетом их рационального использования и восстановления ресурсов <1>.

--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 15.12.2005 N 768 "О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова)" (в ред. от 02.10.2009) // СЗ РФ. 2005. N 52. Ст. 5794; 2009. N 12. Ст. 1429; N 41. Ст. 4764.

Порядок проведения разведки и разработки естественных богатств также довольно подробно урегулирован в законодательстве РФ. Так, разрешения (лицензии) на промысел живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны российским и иностранным заявителям выдаются Росрыболовством. Лицензии действительны в течение календарного года в пределах указанных в них районов промысла и на указанные виды живых ресурсов. На каждом судне, производящем промысел, должен быть подлинник лицензии.

Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения хотя бы одного из названных действий.

8. Субъект преступления - гражданин Российской Федерации, лицо без гражданства или иностранный гражданин, достигший 16-летнего возраста, вменяемый.

9. С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, совершается с прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность совершения конкретного из перечисленных в законе действий, понимает, что совершает их без соответствующего разрешения, и желает так действовать.

10. Рассматриваемое преступление необходимо отличать от административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 8.17 и 8.18 КоАП.

Часть 1 ст. 8.17 КоАП отличается от ч. 1 комментируемой статьи по признакам объективной стороны: в ней предусматривается ответственность за нарушение правил безопасного проведения перечисленных в этой статье работ, либо правил охраны или использования минеральных (неживых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны РФ, либо условий лицензии на водопользование, региональное геологическое изучение, поиск, разведку или разработку минеральных (неживых) ресурсов в этих местах.

От преступления, предусмотренного в ч. 2 комментируемой статьи, правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.17 КоАП, отличается тем, что ответственность по ч. 2 ст. 8.17 КоАП за нарушение правил использования минеральных (неживых) ресурсов или условий лицензирования при проведении исследований, разведки или разработки этих ресурсов наступает при наличии разрешения (лицензии) на проведение такой деятельности, а по ч. 2 комментируемой статьи - за ее осуществление без разрешения.

Часть 1 ст. 8.18 КоАП предусматривает ответственность за нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований, тогда как ч. 2 комментируемой статьи - за эти действия, но при отсутствии разрешения.

11. Практика применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов рассмотрена в Постановлении Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26.

Другой комментарий к статье 253 УК РФ

Объектом преступления, предусмотренного ст. 253 УК РФ, является суверенное право РФ на континентальный шельф и исключительную экономическую зону, отношения по обеспечению безопасности морского судоходства в зонах сооружений и установок на шельфе, а также отношения по охране естественных (живых и неживых) ресурсов континентального шельфа РФ и исключительной экономической зоны РФ.

Правовой режим континентального шельфа определяется нормами Женевской конвенции о континентальном шельфе 1958 г. <1>; Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" <2>; Законами РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" <3>, от 22 марта 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" <4>, другими законодательными актами РФ, а также многочисленными нормативными правовыми актами министерств и ведомств.

--------------------------------
<1> Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. N 28. Ст. 329.
<2> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694.
<3> СЗ РФ. 1992. N 50. Ст. 823.
<4> СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 3883.

Правовой режим морской исключительной экономической зоны определяется Федеральными законами от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне РФ" <1>, от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" <2> и другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне РФ и деятельности в ней, в частности гражданским законодательством, законодательством о недрах, о животном мире. Полезные разъяснения о порядке использования живых и неживых ресурсов континентального шельфа Российской Федерации и лицензирования работ, проведенных на нем, даны в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 февраля 1996 г. "О Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" <3>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273.
<2> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833.
<3> См.: Государство и право. 1997. N 7. С. 58.

Рассматриваемая статья состоит из двух частей, предусматривающих различные по своим объективным и субъективным признакам преступления.

Часть 1 ст. 253 УК РФ предусматривает ответственность за нарушения законодательства о континентальном шельфе Российской Федерации и исключительной экономической зоне Российской Федерации, не являющиеся экологическими преступлениями. Эти нарушения посягают на отношения по обеспечению безопасности морского судоходства и суверенных прав Российской Федерации на континентальном шельфе и исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Предмет преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 253 УК РФ, - незаконно созданные на континентальном шельфе сооружения, незаконно созданные вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зоны безопасности, а также средства обеспечения безопасности морского судоходства.

Под сооружениями понимаются искусственные острова, буровые и иные установки, платформы разного назначения, причалы и другие постройки. Они не обладают статусом естественных островов, не имеют территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа (п. п. 1, 3 ст. 16 Федерального закона от 30 ноября 1995 г.).

Вокруг искусственных островов, установок, платформ и иных сооружений устанавливаются зоны безопасности, которые простираются не более чем на 500 метров от каждой точки внешнего края названных сооружений (п. 4 ст. 16 Закона от 30 ноября 1995 г.).

Следует согласиться, что по смыслу ч. 1 ст. 253 УК РФ под сооружениями следует также понимать подводные кабели и трубопроводы различного назначения <1>. Думается, к ним необходимо отнести и устройства для выращивания морской продукции, в частности моллюсков с искусственным жемчугом, морских ежей, плантации культивируемой морской капусты (ламинарии).

--------------------------------
<1> Лопашенко Н.А. Экологические преступления. СПб., 2002. С. 141.

Средства обеспечения безопасности морского судоходства - это различные устройства, предупреждающие морские и воздушные суда о наличии сооружений: маяки, бакены, молы (устройства для защиты от волн), световые, светозвуковые устройства и др.

С объективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 253 УК РФ, выражается в незаконном возведении сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации, незаконном создании вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности, нарушении правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства.

Обязательным признаком объективной стороны преступления является место совершения преступления: континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации. Понятие их излагалось в комментарии к ст. 252 УК РФ.

Создавать искусственные острова, установки и другие сооружения на шельфе могут:

- федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- физические и юридические лица Российской Федерации;

- иностранные государства, их физические и юридические лица;

- компетентные международные организации.

Порядок представления, рассмотрения, оценки запросов на создание искусственных сооружений на шельфе и порядок принятия иных решений устанавливаются Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации" и международными договорами Российской Федерации (ст. ст. 17 - 20). Порядок прокладки подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе изложен в ст. 22 данного Закона. Деятельность на искусственном острове, платформе сооружении может быть прекращена на основании решения суда (ст. 21 названного Закона).

Перечень правил, которыми должны руководствоваться заявители, довольно обширен. Так, незаконными признаются возведение сооружений без разрешения либо с несоблюдением установленных в нем условий (не в том месте, не на той глубине, без соблюдения мер безопасности); создание с нарушением установленных правил зон безопасности либо охрана или ликвидация с нарушением правил возведенных сооружений или средств обеспечения безопасности.

Передача заявителями, получившими разрешение на создание сооружений, прав на возведение и пользование ими другим лицам запрещается. Эксплуатация сооружений такими лицами также образует состав рассматриваемого преступления.

Окончено преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 253 УК РФ, с момента совершения хотя бы одного из указанных в ней деяний.

Состав преступления формальный, последствия не входят в число его обязательных признаков. При их наличии (в виде загрязнения вод, аварии корабля) содеянное образует совокупность преступлений и квалифицируется по ч. 1 ст. 253 и соответствующей статье УК РФ (ст. ст. 252, 263, например).

С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность своих действий и желает их совершить (возвести сооружение, создать зону безопасности и т.п.).

Мотивы и цели для квалификации преступления значения не имеют.

Субъект преступления - вменяемое шестнадцатилетнее лицо, ответственное за осуществление соответствующей деятельности. Субъект специальный.

Часть 2 ст. 253 УК РФ запрещает проведение исследований, разведку, разработку естественных богатств континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации без соответствующего разрешения. Эти действия образуют состав экологического преступления.

Предметом этого преступления являются естественные богатства континентального шельфа или исключительной экономической зоны Российской Федерации (природные ресурсы). Естественные богатства шельфа составляют: минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр (руды, минералы, нефть, газ и т.п.), а также живые организмы "сидячих" видов, т.е. организмы, которые в надлежащий период промысла находятся в неподвижном состоянии на морском дне либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами (крабы, гребешки, устрицы, мидии, морские ежи и звезды, трепанги, кукумарии, губки "сидячих" видов, морские водоросли и др.).

К естественным богатствам исключительной экономической зоны Российской Федерации относятся ее биоресурсы: рыбы, морские звери, иные млекопитающие, водоплавающие птицы.

Объективная сторона преступления состоит в совершении хотя бы одного из следующих действий: исследование, разведка, разработка естественных богатств континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимых без соответствующего разрешения.

Под исследованиями понимаются морские научные и морские ресурсные исследования (ст. 23 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации").

Субъекты морских научных исследований, порядок получения разрешения на их проведение, порядок их проведения, основания для отказа в выдаче разрешений подробно изложены в главе V "Морские научные исследования" названного Закона.

Незаконными морские научные исследования следует признавать, если они осуществляются без разрешения (т.е. при отсутствии такового у лица) либо когда это лицо осуществляет эти исследования в месте, не обозначенном в разрешении, или если их проводит лицо, не указанное в разрешении, по переданному ему другим лицом разрешению.

Разрешение на проведение морских научных исследований выдается специально уполномоченным на то органом по науке и технической политике по согласованию с другими заинтересованными органами исполнительной власти (по обороне, рыболовству, охране окружающей среды и др.).

Разрешения на региональное геологическое изучение шельфа; поиск минеральных ресурсов, их разведку и разработку; строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с эксплуатацией ресурсов шельфа; сбора палеонтологических, минералогических и других геологических коллекционных материалов выдаются специально уполномоченным на то федеральным органом по геологии и использованию недр (Федеральное агентство по недропользованию) по согласованию с другими заинтересованными федеральными органами (по обороне, рыболовству и др.).

Разрешение на проведение морских ресурсных исследований выдается Федеральным агентством по рыболовству по согласованию с указанными федеральными органами.

Порядок рассмотрения запросов и обязанности заявителей изложены в ст. ст. 23 - 30 Федерального закона "О континентальном шельфе" и ст. ст. 19 - 21 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне".

Под разведкой естественных богатств следует понимать поиск живых и неживых ресурсов, определение их количества, объемов, продуктивности, возможности промысловой добычи и т.п.

Разработка естественных богатств представляет собой их промышленную добычу. Разработка этих богатств осуществляется с учетом их рационального использования и восстановления ресурсов на основе ежегодно устанавливаемых Правительством РФ квот <1>.

--------------------------------
<1> См., напр., Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 1. Ст. 136.

Порядок проведения разведки и разработки естественных богатств также довольно подробно урегулирован в названном выше законодательстве. Так, разрешения (лицензии) на промысел живых ресурсов континентального шельфа и морской исключительной зоны российским и иностранным заявителям выдаются специально уполномоченным федеральным органом по рыболовству - Федеральным агентством по рыболовству при Министерстве сельского хозяйства РФ.

Лицензии действительны в течение календарного года в пределах указанных в них районов промысла и на указанные виды живых ресурсов. На каждом судне, производящем промысел, должен быть подлинник лицензии.

Преступление считается оконченным с момента выполнения хотя бы одного из действий, указанных в ч. 2 ст. 253 УК РФ. Состав преступления формальный.

С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 253 УК РФ, совершается с прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность совершения перечисленных в законе действий, понимает, что совершает их без соответствующего разрешения, и желает эти деяния совершить.

Субъект преступления - граждане РФ, лица без гражданства или иностранные граждане, достигшие возраста шестнадцати лет. Субъект общий.