1. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, -
наказываются лишением свободы на срок до восьми лет .
Комментарий к статье 247 УК РФ
1. Основной непосредственный объект преступления - отношения по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности населения. Дополнительный непосредственный объект - отношения по охране жизни и здоровья человека.
2. Предмет преступления - окружающая среда в совокупности составляющих ее компонентов природы: земли, недр, вод, атмосферы и др. (см. коммент. к ст. 246).
3. Объективная сторона преступления выражается в производстве запрещенных видов опасных отходов либо обращении опасных веществ (радиоактивных, бактериологических, химических) и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.
Опасные отходы - это отходы, содержащие вредные для здоровья человека и окружающей среды вещества, обладающие токсичностью, пожарной опасностью, высокой радиоактивностью, взрывоопасностью или содержащие возбудителей инфекционных болезней.
В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. от 28.07.2012) <1> опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую среду подразделяются на классы опасности исходя из критериев, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование охраны окружающей среды. Установлено пять классов опасности: чрезвычайно опасные, высоко опасные, умеренно опасные, малоопасные, практически не опасные отходы.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3009; 2001. N 1 (ч. 2). Ст. 21; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 1. Ст. 10; N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 46. Ст. 5554; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 45. Ст. 5142; 2009. N 1. Ст. 17; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 45. Ст. 6333; N 48. Ст. 6732; 2012. N 26. Ст. 3446; N 27. Ст. 3587; N 31. Ст. 4317.
Правовые основы обращения с отходами определены названным Федеральным законом "Об отходах производства и потребления". Обращение радиоактивных веществ и отходов регулируется Федеральным законом от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (в ред. от 25.06.2012) <1> и рядом постановлений Правительства РФ.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552; 1997. N 17. Ст. 396; 2001. N 29. Ст. 2949; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 13. Ст. 1180; 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4436; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 7. Ст. 834; N 49. Ст. 6079; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2011. N 29. Ст. 4281; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 45. Ст. 6333; N 48. Ст. 6732; N 49 (ч. 1). Ст. 7025; 2012. N 26. Ст. 3446.
Порядок образования и обращения токсичных промышленных отходов осуществляется также на основе различных ГОСТов, правил, классификаторов, методических указаний, инструкций.
Под обращением экологически опасных веществ и отходов понимаются производство, транспортировка, хранение, захоронение, использование, передача, продажа и совершение других сделок, очистка, собирание, выбрасывание, утилизация, разрушение, уничтожение радиоактивных, химических или бактериологических веществ и отходов. Поскольку диспозиция нормы бланкетная, в каждом случае необходимо установить, какие правила были нарушены, и сослаться на них при квалификации преступления.
Под производством запрещенных видов опасных отходов понимается создание отходов, которых не должно оставаться в процессе изготовления химической, радиоактивной или биологической продукции, а также неуничтожение, необезвреживание их, ведущее к накоплению.
Транспортировка - это перемещение указанных веществ и отходов из одного места в другое (на наш взгляд, как любым видом транспорта, так и путем переноски человеком).
Хранение - это их содержание в каком-либо месте (складе, хранилище и т.п.) с целью сбережения и последующего совершения с ними каких-либо действий.
Захоронение - закапывание в землю, помещение в могильник. Статья 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" определяет захоронение отходов как изоляцию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Использование радиоактивных, химических и бактериологических веществ и отходов предполагает пользование ими (эксплуатацию их свойств) любыми предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности, а также отдельными гражданами.
Под иным обращением следует понимать любые иные, помимо перечисленных в комментируемой статье, действия в отношении экологически опасных веществ и отходов, о которых говорилось выше (передача, продажа, выбрасывание, уничтожение и т.д.).
Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 ст. 247 УК) означает возникновение такой ситуации, которая повлекла бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы они не были предотвращены вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли лица, нарушившего правила обращения с экологически опасными веществами и отходами. Такая угроза предполагает наличие конкретной опасности реального причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.
В п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21 разъяснено, что применительно к ч. 1 ст. 247 УК существенный вред здоровью человека выражается в тяжком или средней тяжести вреде здоровью хотя бы одного лица, а существенный вред окружающей среде - в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека, и т.п.
Существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных животных, на определенной территории, при которой уровень их смертности превышает среднестатистический уровень в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п. <1>.
--------------------------------
<1> Определение существенного вреда противоречиво: таковым признается и заболевание, и гибель водных животных, и их массовая гибель и т.п. Представляется, что в отношении животных таковым можно считать только последний вариант.
4. Деяния, указанные в ч. 1 комментируемой статьи, совершенные в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, имеют формальный состав и считаются оконченными с момента их выполнения в указанных зонах.
5. Преступление считается оконченным с момента производства опасных видов отходов либо с момента их транспортировки, хранения или иного обращения с нарушением правил безопасности, если эти деяния создали реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. По смыслу закона речь идет как о существенном вреде здоровью людей, так и о существенном вреде окружающей среде.
6. Субъект преступления - вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
7. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность совершаемых им действий, осознает, что ими создается реальная возможность причинения вреда здоровью человека или окружающей среде, и желает эти действия совершить.
8. Мотивы и цели могут быть различными и на квалификацию преступления влияния не оказывают.
9. Квалифицирующим признаком состава в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи является совершение деяний, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, повлекшее:
- загрязнение окружающей среды, т.е. физическое, химическое, радиационное, ароматическое, биологическое изменение качества вод, воздуха, почвы, превышающее установленные нормативы вредного воздействия на окружающую среду и создающее угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира, генофонду животных, растений и человека, озоновому слою;
- отравление окружающей среды - разновидность загрязнения, насыщение компонентов (ресурсов) природной среды ядовитыми веществами и отходами, способными вызвать гибель или расстройство здоровья людей и животных, уничтожение или угнетение роста растительности, мутации;
- заражение окружающей среды - внесение в среду обитания возбудителей болезней животных, растений и человека, а также вредителей растительности, способных к быстрому размножению (как растительного, так и животного происхождения);
- причинение вреда здоровью человека (см. коммент. к ст. 246);
- массовую гибель животных, т.е. гибель зверей, птиц, водных животных, в том числе рыбы, на определенной территории, при которой уровень их смертности превышает среднестатистический уровень в три и более раза.
Порядок объявления и установления зон экологического бедствия и их правовой режим определяются в соответствии со ст. 57 Закона об охране окружающей среды, законодательством об этих зонах.
Пункт 2 ст. 57 Закона об охране окружающей среды предусматривает, что защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций установлена Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в ред. от 01.04.2012) <1>, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648; 2002. N 44. Ст. 4294; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 50. Ст. 5284; N 52 (ч. 1). Ст. 5498, 5498; 2007. N 45. Ст. 5418; 2009. N 1. Ст. 17; N 19. Ст. 2274; N 48. Ст. 5717; 2010. N 21. Ст. 2529; N 31. Ст. 4192; 2011. N 1. Ст. 24, 54; 2012. N 14. Ст. 1549.
10. Преступления, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи (за исключением совершенных в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации), имеют материальный состав и считаются оконченными с момента наступления указанных последствий.
11. С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Содержание умышленной вины при этом зависит от конструкции состава. В материальных составах при загрязнении, отравлении или заражении окружающей среды, причинении вреда здоровью человека либо массовой гибели животных лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что они повлекут или могут повлечь предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи последствия, и желает их наступления (прямой умысел) или осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность наступления указанных в законе последствий, не желает, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично (косвенный умысел). Совершая деяния в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации (формальный состав), лицо осознает общественную опасность этих деяний и то, что они совершаются именно в таких зонах, и желает их совершить (прямой умысел).
При неосторожной форме вины лицо, например, храня опасные вещества и отходы, не предвидит последствий, указанных в законе, но при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (небрежность) либо предвидит возможность наступления таких последствий, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие).
12. К особо квалифицирующим признакам ч. 3 комментируемой статьи относит деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 этой статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.
Массовым следует считать заболевание многих людей, превышающее обычно регистрируемый уровень, в том числе и возникновение эпидемии (см. коммент. к ст. 248). Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи, характеризуется неосторожным отношением к смерти человека или массовому заболеванию людей. Однако сами деяния могут быть, как отмечено выше, либо умышленными, либо неосторожными. В случае умышленного их совершения содеянное приобретает признаки преступления с двумя формами вины (ст. 27 УК) и в целом считается совершенным умышленно, а в случае неосторожного - в целом все преступление является неосторожным.
13. Предусмотренное комментируемой статьей нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов конкурирует со ст. 8.2 и ст. 8.3 КоАП.
Статья 247 УК подлежит применению только в том случае, если нарушение правил производства, транспортировки, хранения, применения указанных в ст. ст. 8.2, 8.3 КоАП химических веществ или отходов создало реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 комментируемой статьи), включая атмосферный воздух и животный мир, или повлекло загрязнение, отравление, заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо хотя и не повлекло указанных последствий, но совершено в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ч. 2 комментируемой статьи). Таким образом, в основу разграничения преступления и проступка положены такие признаки состава, как деяние, последствия (их характер и тяжесть) и место совершения деяния. Статьи 8.2 и 8.3 КоАП в отличие от комментируемой статьи не предусматривают ответственности за производство опасных веществ и отходов. В ч. 1 комментируемой статьи сказано о создании угрозы причинения окружающей среде существенного вреда, в соответствии с ч. 2 этой статьи такой вред должен быть причинен реально. Если деяние не повлекло никаких последствий либо только создало абстрактную возможность причинения вреда окружающей среде, речь должна идти об административном проступке (соответственно ст. ст. 8.2 либо 8.3 КоАП).
Комментируемая статья в части захоронения радиоактивных, бактериологических или химических веществ и отходов с нарушением установленных правил имеет сходство со ст. 8.19 и ч. 5 ст. 8.13 КоАП в отношении захоронения вредных веществ в водных объектах.
Преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, окончено с момента создания реальной угрозы причинения существенного вреда здоровью людей или окружающей среде. Для квалификации содеянного по ч. 2 этой статьи также требуется наступление преступных последствий или чтобы захоронение осуществлялось в зоне экологического бедствия либо чрезвычайной экологической ситуации, а для квалификации по ч. 3 данной статьи - смерти человека или массового заболевания людей.
Проступки, предусмотренные ст. 8.19 и ч. 5 ст. 8.13 КоАП, окончены с момента совершения предусмотренных в них действий (бездействия). Последствия не являются обязательным признаком состава проступка.
Различие между преступлением и проступком следует проводить также по видам захораниваемых отходов и веществ. Преступление образует захоронение запрещенных к производству опасных отходов, радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов, т.е. веществ, представляющих повышенную опасность.
В ст. 8.19 и ч. 5 ст. 8.13 КоАП имеются в виду иные отходы и материалы. Их захоронение на шельфе в принципе допускается, но с соблюдением установленных правил и в особом порядке.
Другой комментарий к статье 247 УК РФ
Объект преступлений, предусмотренных ст. 247 УК РФ, - отношения по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности населения.
Предмет преступления - окружающая среда в совокупности составляющих ее компонентов природы: земли, недр, вод, атмосферы и др.
Объективная сторона преступления выражается в производстве запрещенных видов опасных отходов и обращении опасных веществ (радиоактивных, бактериологических, химических) и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.
Исходя из содержания норм действующего законодательства общее определение опасных отходов можно сформулировать так: это отходы, содержащие вредные для здоровья человека и окружающей среды вещества, обладающие токсичностью, пожарной опасностью, высокой радиоактивностью, взрывоопасностью или содержащие возбудителей инфекционных болезней.
Суммарный перечень опасных отходов и веществ указан в Федеральной целевой программе "Отходы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1098 <1>; Положении о государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 1992 г. N 869 <2>, и в других нормативных актах.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 39. Ст. 4565.
<2> САПП РФ. 1992. N 20. Ст. 1669.
Экологические требования к производству опасных отходов, транспортировке, хранению, захоронению, использованию и иному обращению с химическими, бактериологическими и радиоактивными веществами указаны в нормативных правовых актах, перечисленных в комментарии к ст. 246 УК РФ. Они изложены также в ряде других законодательных актов РФ, ее субъектов, подзаконных нормативных актах, на которые необходимо сделать ссылку. Например, правовые основы обращения с отходами определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" <1>. Обращение радиоактивных веществ и отходов регулируется Законом РФ от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" <2>; Постановлениями Правительства РФ от 22 июля 1992 г. N 505 "Об утверждении порядка инвентаризации мест и объектов добычи, транспортировки, переработки, использования, сбора, хранения и захоронения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения на территории РФ" <3>, от 23 июля 1993 г. N 710 "О мерах по комплексному решению проблемы обращения с радиоактивными отходами и прекращению захоронения их в морях" <4> и от 14 августа 1993 г. N 824 "О первоочередных работах в области обращения с радиоактивными отходами и отработанными ядерными материалами" <5>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3009.
<2> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.
<3> САПП РФ. 1992. N 4. Ст. 185.
<4> САПП РФ. 1993. N 31. Ст. 2985.
<5> САПП РФ. 1993. N 35. Ст. 3335.
Порядок образования и обращения токсичных промышленных отходов осуществляется также на основе различных ГОСТов, правил, классификаторов, методических указаний, инструкций.
Под обращением понимаются транспортировка, хранение, захоронение, использование, передача, продажа и совершение других сделок, очистка, собирание, выбрасывание, утилизация, разрушение, уничтожение радиоактивных, химических или бактериологических веществ и отходов. Поскольку диспозиция рассматриваемой нормы бланкетная, необходимо установить в каждом конкретном случае, нарушение каких правил имело место, являются ли они действующими, и сослаться на эти правила при квалификации преступления.
Под производством запрещенных видов опасных отходов понимаются создание отходов, которых не должно оставаться в процессе изготовления химической, радиоактивной или биологической продукции, а также неуничтожение, необезвреживание их, ведущие к накоплению.
Транспортировка - это перемещение указанных веществ и отходов из одного места в другое <1> (на наш взгляд, как любым видом транспорта, так и путем переноски человеком).
--------------------------------
<1> Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989. С. 806.
Хранение - это их содержание в каком-либо месте (складе, хранилище и т.п.) с целью сбережения <1> и последующего совершения с ними каких-либо действий.
--------------------------------
<1> С.И. Ожегов определяет слово "хранить" как синоним слов "беречь, содержать где-нибудь в целости, безопасности". См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989. С. 866.
Захоронение - закапывание в землю, помещение в могильник <1>. Статья 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" определяет захоронение как изоляцию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения их попадания в окружающую среду.
--------------------------------
<1> Там же. С. 805.
Использование радиоактивных, химических и бактериологических веществ и отходов предполагает пользование ими (эксплуатацию их свойств) любыми предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности, а также отдельными гражданами.
Под иным обращением следует понимать любые иные, помимо перечисленных в ст. 247 УК РФ, действия в отношении экологически опасных веществ и отходов, о которых говорилось выше (передача, продажа, выбрасывание, уничтожение и т.д.).
Состав преступления по конструкции формальный. Преступление считается оконченным с момента производства опасных видов отходов либо с момента их транспортировки, хранения или иного обращения с нарушением правил безопасности, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.
При этом по смыслу закона речь идет как о причинении существенного вреда здоровью людей, так и о существенном вреде окружающей среде.
Угроза причинения вреда считается созданной, если она была реальной, действительной (а не мнимой) и вред здоровью людей или окружающей среде не был причинен лишь вследствие обстоятельств, не зависящих от воли виновного, или благодаря вовремя принятым мерам (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" <1>).
--------------------------------
<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 1.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 5 названного выше Постановления от 5 ноября 1998 г. разъяснил, что существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов; уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью животных, включая птиц, в том числе водных животных, на определенной территории, при которой смертность превышает среднестатистический уровень в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п.
Под угрозой причинения существенного вреда здоровью людей, на наш взгляд, понимается угроза причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью хотя бы одного человека либо угроза распространения эпидемии. Такой вывод следует из сопоставительного анализа рассматриваемой нормы и иных норм об ответственности за экологические преступления, где в качестве последствий указывается вред здоровью человека.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется прямым умыслом: лицо сознает общественную опасность совершаемых им действий, предвидит возможность либо неизбежность причинения вреда здоровью человека или окружающей среде и желает эти действия совершить.
Мотивы и цели могут быть различными и на квалификацию преступления влияния не оказывают.
Субъект преступления общий - вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет, поскольку большинство из перечисленных в ст. 247 УК РФ деяний могут быть совершены любыми лицами.
Утверждения, что субъектом данного преступления могут быть только лица, на которых возложены обязанности по руководству промышленным предприятием, технологическим процессом <1>, необоснованно сужают смысл и содержание закона.
--------------------------------
<1> Уголовное право России: Практический курс / Под ред. Р.А. Адельханяна. М., 2004. С. 556.
Квалифицирующими признаками состава в соответствии с ч. 2 статьи являются совершение деяний, указанных в ч. 1 ст. 247 УК РФ, повлекшее: загрязнение, отравление, заражение окружающей среды; причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершение их в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
Под загрязнением окружающей среды в ч. 2 ст. 247 УК РФ понимается физическое, химическое, радиационное, ароматическое, биологическое изменение качества вод, воздуха, почвы, превышающее установленные нормативы вредного воздействия на окружающую среду и создающее в результате этого угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира, генофонду животных, растений и человека, озоновому слою.
Отравление окружающей среды - это разновидность загрязнения, насыщение компонентов (ресурсов) природной среды ядовитыми веществами и отходами, способными вызвать гибель или расстройство здоровья людей и животных, уничтожение или угнетение роста растительности, мутации.
Заражение окружающей среды - внесение в среду обитания возбудителей болезней животных, растений и человека, а также вредителей растительности, способных к быстрому размножению (как растительного, так и животного происхождения).
Понятие "вред здоровью людей" излагалось при рассмотрении ст. 246 УК РФ, понятие "существенный вред природной среде" тождественно понятию "существенный экологический вред".
Массовая гибель животных представляет собой гибель зверей, птиц, водных животных, в том числе рыбы, на определенной территории, при которой уровень их смертности превышает среднестатистический в три и более раза (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г.).
Порядок объявления и установления зон экологического бедствия и их правовой режим определяются в соответствии со ст. 57 Федерального закона РФ "Об охране окружающей среды" <1> законодательством об этих зонах. Однако эти вопросы до сего времени практически остаются вне правового регулирования.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
Часть 2 ст. 57 данного Закона гласит, что защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <3>, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648.
Закон РФ от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды" в ст. 58 и ст. 59 соответственно определял, что зонами чрезвычайной экологической ситуации признаются участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, а зоны экологического бедствия - это территория, где названные изменения уже произошли и повлекли за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, обеднение растительного и животного мира вплоть до вымирания отдельных видов растений и животных <1>.
--------------------------------
<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 10. Ст. 457.
Преступления, предусмотренные ч. 2 статьи (за исключением совершенных в зонах экологического бедствия или чрезвычайных экологических ситуаций), считаются оконченными с момента наступления указанных в них последствий: загрязнения, отравления или заражения окружающей среды, причинения вреда здоровью человека либо массовой гибели животных. Состав преступления материальный.
Совершение деяний, указанных в ч. 1 ст. 247 УК РФ, в зонах экологического бедствия или в зонах чрезвычайных экологических ситуаций считается оконченным преступлением с момента их выполнения в указанных зонах. Состав преступления формальный.
С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 2, характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Содержание умышленной вины при этом зависит от конструкции состава. В материальных составах при загрязнении, отравлении или заражении окружающей среды, причинении вреда здоровью человека либо массовой гибели животных лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что они повлекут или могут повлечь предусмотренные ч. 2 ст. 247 УК РФ последствия, и желает их наступления (прямой умысел) или сознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность наступления указанных в законе последствий, не желает, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично (косвенный умысел). Совершая деяния в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации (формальный состав), лицо осознает общественную опасность этих деяний и то, что они совершаются именно в таких зонах, и желает их совершить (прямой умысел) <2>.
--------------------------------
<2> Мы придерживаемся позиции, что косвенный умысел в преступлениях с формальным составом невозможен, поскольку лицо, совершая деяние, не может относиться к его совершению безразлично или допускать, что оно его не совершает.
При неосторожной форме вины лицо, например, храня опасные вещества и отходы, не предвидит последствий, указанных в законе, но при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (преступная небрежность) либо предвидит возможность наступления таких последствий, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (преступное легкомыслие).
К особо квалифицирующим признакам ч. 3 ст. 247 УК РФ относит деяния, предусмотренные ч. 1 или ч. 2 этой статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. не разъясняется понятие "массовое заболевание людей". Не характеризуется либо весьма скупо характеризуется это понятие и в юридической литературе. Одни считают, что массовое заболевание людей не следует отождествлять с эпидемией <1>. Другие определяют массовость тем, что из строя выводится большое количество людей <2>.
--------------------------------
<1> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Ростов н/Д, 2002. С. 356.
КП: примечание.
Учебник "Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть" (под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева) включен в информационный банк согласно публикации - ИНФРА-М; КОНТРАКТ, 2006 (издание исправленное и дополненное).
<2> Уголовное право Российской Федерации: Особенная часть / Под ред. В.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога и А.И. Чучаева. М., 2004. С. 451.
На наш взгляд, массовым следует считать заболевание многих людей, превышающее обычно регистрируемый уровень, в том числе и возникновение эпидемии (понятие ее дается при рассмотрении ст. 248 УК РФ).
Своеобразие представляет и субъективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 247 УК РФ.
В силу прямого указания закона отношение виновного к смерти человека или массовому заболеванию людей может быть только неосторожным.
Однако сами деяния могут быть, как показано выше, либо умышленными, либо неосторожными.
В случае умышленного их совершения содеянное приобретает признаки преступления с двумя формами вины (ст. 27 УК РФ) и в целом считается совершенным умышленно, а в случае неосторожного - в целом и все преступление является неосторожным.