Уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней, если это деяние совершено в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Примечание утратило силу с 11 декабря 2003 года - Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ.
Комментарий к статье 192 УК РФ
1. О понятии драгоценных металлов, драгоценных камней см. коммент. к ст. 191. В ст. 2 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" даются определения добычи драгоценных металлов, добычи драгоценных камней, производства драгоценных металлов, а также тех терминов, с помощью которых раскрыто в этом Законе понятие добычи и производства этих ценностей (сортировка, первичная классификация, первичная оценка драгоценных камней, рекуперация). Драгоценные камни и металлы, полученные из вторичного сырья, это, как можно заключить из Приказа Гохрана РФ от 18.02.1997 N 44 "Об утверждении Типового договора на поставку аффинированных драгоценных металлов, полученных в результате переработки за рубежом лома и отходов, содержащих драгоценные металлы" <1> и Порядка переработки лома и отходов драгоценных металлов Госфонда России, утвержденного Приказом Минфина России от 09.09.2004 N 77н <2>, содержащие драгоценные камни и металлы лом и отходы переработки минерального сырья.
--------------------------------
<1> Нормативные акты России по драгоценным металлам и драгоценным камням. М., 1997.
<2> БНА. 2004. N 43.
2. Аффинаж драгоценных металлов - процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории РФ, или международным стандартам.
3. Обязательная сдача на аффинаж установлена ст. 20 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", согласно которой добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением самородков драгоценных металлов, после необходимой переработки должны поступать для аффинажа в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством РФ. Аффинированные драгоценные металлы, не подлежащие аффинажу самородки драгоценных металлов, а также драгоценные камни учитываются на балансе их владельцев и поступают в гражданский оборот в соответствии с правами владельцев, устанавливаемыми данным Законом и договорами. Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа установлен Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 N 1419 (в ред. от 08.05.2002) <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 49. Ст. 6058; 2002. N 20. Ст. 1859.
4. Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" аффинированные драгоценные металлы в стандартном виде, а также добытые из недр или рекуперированные драгоценные камни в рассортированном виде при продаже субъектами их добычи и производства в приоритетном порядке предлагаются: 1) специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ; 2) уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых были добыты эти драгоценные металлы и драгоценные камни, для пополнения соответствующих государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ.
Перечисленные в указанных подпунктах органы и организации пользуются преимущественным правом покупки драгоценных металлов и драгоценных камней только при условиях предварительного (по драгоценным металлам не менее чем за три месяца до предполагаемой даты покупки) заключения договоров купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства и авансирования (выдачи задатка) в счет платежей, причитающихся с этих органов и организаций по указанным договорам.
Российской Федерацией и субъектам РФ принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собственность добытых и произведенных драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, золотого запаса РФ, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ.
Согласно п. 7 Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.1994 N 756 (в ред. от 24.08.2004) <1> вторичное сырье продается (поставляется) его владельцами Роскомдрагмету, предприятиям-заготовителям и скупочным предприятиям. Предприятия-заготовители и скупочные предприятия продают (поставляют) вторичное сырье Роскомдрагмету <2>, а также заключают в порядке, устанавливаемом Роскомдрагметом, договоры с аффинажными заводами на оказание услуг (выполнение работ) по переработке вторичного сырья. Продажа (поставка) предприятиями-заготовителями и скупочными предприятиями вторичного сырья другим субъектам не допускается.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1994. N 11. Ст. 1291; 1998. N 49. Ст. 6058; 2004. N 35. Ст. 3639. Утратил силу в части, касающейся минерального сырья, содержащего драгоценные металлы.
<2> Эта функция перешла к Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ (Госфонду России). См.: Перечень функций упраздненного Роскомдрагмета, переданных Минфину России в Постановлении Правительства РФ от 21.11.1996 N 1378 (в ред. от 28.07.2006) // СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5555; 2006. N 32. Ст. 3575.
5. Таким образом, продажа собственником ценностей, которые он добыл, суть обязательное звено в цепи его предпринимательской деятельности, без которой он не сможет извлечь прибыль. Закон ограничивает его право, предоставляя государству преимущественную возможность заключить с собственником ценностей сделку об их покупке. И если государство выразит соответствующее желание, собственник будет обязан добытые ценности ему продать.
С учетом приведенных нормативных требований об установлении приоритетного порядка предложения ценностей для продажи государству и означает наличие в законодательстве правила обязательной продажи данных ценностей государству. Отказ государства от реализации своего права преимущественного приобретения ценностей в конкретном случае не означает отсутствия в законодательстве требования обязательной продажи собственником указанных ценностей при наличии установленных в законе обстоятельств (согласия государства эти ценности купить).
6. Объективная сторона преступления, предусмотренного комментируемой статьей, состоит в неисполнении приведенных требований об обязательной сдаче минерального сырья, содержащего драгоценные металлы, на аффинаж, а также об обязательной продаже драгоценных металлов или драгоценных камней в крупном размере, который определяется по стоимости указанных ценностей.
7. Размер преступления определяется стоимостью ценностей, по которой была бы заключена сделка об их обязательной продаже. Согласно примеч. к ст. 169 УК крупный размер составляет сумма, превышающая 1 млн. 500 тыс. руб.
8. Субъективная сторона - прямой умысел.
9. Субъект преступления - специальный. Им является лицо, на которое возложена соответствующая обязанность об обязательной продаже.
Другой комментарий к статье 192 УК РФ
Объект преступления - установленный порядок сдачи драгоценных металлов или драгоценных камней.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" <1> добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением их самородков, после необходимой переработки должны поступать для аффинажа в специальные организации. Перечень таких предприятий, а также порядок их работы утверждаются Правительством РФ <2>. Собственниками драгоценных металлов после аффинажа являются организации, осуществляющие их добычу, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами.
--------------------------------
<1> РГ. 1998. 27 авг.
<2> Постановление Правительства РФ от 17 августа 1998 г. N 972 "Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов" // РГ. 1998. 27 авг.
Аффинаж драгоценных металлов - это процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам (ст. 1 названного Закона).
В соответствии с ч. 5 ст. 2 и ст. 20 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" специальному федеральному органу государственной власти и органу государственной власти субъекта РФ предлагаются собственниками для приобретения в приоритетном порядке следующие добытые и произведенные ценности: 1) аффинированные драгоценные металлы в стандартном виде; 2) не подлежащие аффинажу самородки драгоценных металлов; 3) уникальные самородки драгоценных металлов <1>; 4) драгоценные камни в рассортированном виде; 5) уникальные драгоценные камни.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1068 "О порядке и критериях отнесения самородков драгоценных металлов и драгоценных камней к категории уникальных" // РГ. 1999. 22 окт.
Такое преимущественное право необходимо государству в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, золотого запаса РФ, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ. При реализации его государством организации, осуществляющие добычу и производство указанных ценностей, обязаны их продать <1>.
--------------------------------
<1> Некоторые специалисты считают, что нарушение приоритетного порядка продажи ценностей образует состав преступления, предусмотренный ст. 191 УК РФ. См.: Лопашенко П.А. Преступления в сфере экономики: авторский комментарий к уголовному закону (раздел VIII УК РФ). М., 2006. С. 563.
Предмет преступления - драгоценные металлы и драгоценные камни (см. комментарий к ст. 191 УК РФ).
В соответствии с диспозицией ст. 192 УК РФ ценности должны быть добыты из недр (путем разработки месторождений), получены из вторичного сырья (путем обработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней), а также подняты или найдены (путем обнаружения самородков драгоценных металлов и драгоценных камней) организациями, осуществляющими свою деятельность на основании разрешений (лицензии).
Объективная сторона преступления выражается в бездействии - уклонении от обязательной сдачи на аффинаж или от обязательной продажи государству драгоценных металлов или драгоценных камней, последствии в виде крупного размера, причинной связи.
Под уклонением от обязательной сдачи на аффинаж драгоценных металлов понимается их непредоставление в аффинажные организации.
Под уклонением от обязательной продажи понимается незаключение договора купли-продажи драгоценных металлов или драгоценных камней со специально уполномоченными органами исполнительной власти в случаях, установленных действующим законодательством РФ.
Деяние является оконченным в момент истечения срока исполнения соответствующей обязанности в крупном размере. Состав преступления формальный.
В соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ под крупным размером уклонения понимается стоимость драгоценных металлов и драгоценных камней, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей (см. комментарий к ст. 191 УК РФ).
Уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или продажи драгоценных металлов или драгоценных каменей, сопряженное с их незаконным оборотом, квалифицируется по совокупности со ст. 191 УК РФ.
Обязанность сдачи на аффинаж или продажи государству драгоценных металлов или драгоценных камней не распространяется на лиц, добывающих либо производящих ценности без соответствующей лицензии. Указанные действия уголовно наказуемы по ст. 171 УК РФ, предусматривающей ответственность за незаконное предпринимательство. Последующий оборот этих предметов образует совокупность ст. 171 со ст. 191 УК РФ.
Несдача на аффинаж драгоценных металлов или драгоценных камней и последующее их хищение дополнительно квалифицируются со ст. 160 УК РФ.
Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что нарушает правила сдачи на аффинаж или продажи государству драгоценных металлов и драгоценных камней в крупном размере, и желает этого.
Субъект преступления общий - вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, в том числе руководитель организации, осуществляющей добычу и производство драгоценных металлов и драгоценных камней, руководитель артели старателей.