Статья 100. Принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях

Принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях может быть назначено при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях.

(Статья в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Комментарий к статье 100 УК РФ

1. Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра может быть назначено при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УК, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар. Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра, как и стационарное принудительное лечение, назначается по решению суда, основанному на рекомендациях судебно-психиатрической экспертной комиссии, в которых наряду с заключением о вменяемости или невменяемости лица должно быть высказано мнение о необходимости применения к нему ПММХ и виде таких мер. Заключение экспертов-психиатров подлежит тщательной оценке судом в совокупности со всеми материалами дела. Рекомендации экспертов-психиатров не являются обязательными для суда, хотя, естественно, учитываются при принятии судебного решения.

2. При решении вопроса о назначении амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра, помимо установления оснований применения ПММХ, суд учитывает характер психического расстройства лица, общественную опасность содеянного, а также возможность осуществления его лечения и наблюдения за ним в амбулаторных условиях. Психическое состояние лица, в частности, характер его психического расстройства, должно быть таковым, чтобы лечебно-реабилитационные мероприятия могли быть проведены без помещения в психиатрический стационар.

Например, по определению суда Р. освобождена от уголовной ответственности за совершение в состоянии невменяемости общественно опасного деяния, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. "в" ч. 2 ст. 105 УК; ей назначены принудительные меры медицинского характера - амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра. Она в состоянии невменяемости покушалась на убийство своего грудного ребенка. Государственный обвинитель поставил вопрос об отмене определения и направлении дела на новое судебное рассмотрение, полагая, что суд необоснованно применил амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра, тогда как по заключению экспертов-психиатров Р. нуждается в принудительном лечении в психиатрическом стационаре общего типа. По мнению государственного обвинителя, суд не учел характера и степени общественной опасности деяния, тяжести наступивших последствий, вероятности повторения противоправного поведения.

Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ определение суда оставила без изменения, указав следующее. Согласно заключению судебных экспертов-психиатров Р. страдает психическим расстройством в форме депрессивно-параноидного синдрома. В момент правонарушения она не могла осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, признана невменяемой, нуждающейся в принудительном лечении в психиатрическом стационаре общего типа. Однако решение вопросов о невменяемости, назначении вида принудительных мер медицинского характера относится к компетенции суда. Как установлено по делу, Р., находясь в состоянии невменяемости, покушалась на убийство своего грудного ребенка, а затем сама пыталась покончить жизнь самоубийством. По показаниям представителя потерпевшего и свидетелей, Р. с момента совершения деяния проживает с семьей, состояние ее здоровья улучшилось, она занимается ребенком, осознает происшедшее, находится под присмотром родственников. Приняв во внимание и мнение лечащего Р. врача, суд пришел к правильному выводу о возможности излечения Р. без помещения ее в психиатрический стационар (Определение ВС РФ от 07.12.1999 <1>).

--------------------------------
<1> БВС РФ. 2000. N 11. С. 14.

3. По своему содержанию амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра предполагает наблюдение за психическим состоянием лица путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказания этому лицу необходимой медицинской и социальной помощи, т.е. обязательное диспансерное наблюдение. Такое наблюдение устанавливается независимо от согласия пациента. Частота таких осмотров зависит от психического состояния лица, динамики его психического расстройства и потребностей в психиатрической помощи. Диспансерное наблюдение включает также психофармакологическое и иное лечение, в том числе психотерапию, а также социально-реабилитационные мероприятия.

4. Отличие правового статуса психически больных, которые находятся под амбулаторным принудительным наблюдением, от иных пациентов, получающих амбулаторную психиатрическую помощь, заключается в невозможности прекратить такое наблюдение без решения суда. Пациенты, к которым применяется данная принудительная мера, не вправе отказаться от лечения: при отсутствии их согласия лечение проводится по решению комиссии врачей-психиатров. Кроме того, возможен переход от амбулаторного принудительного лечения к стационарному, который предполагает такое изменение психического состояния лица, когда становится невозможным проведение принудительного лечения без помещения в психиатрический стационар, а также в случаях грубых нарушений режима амбулаторного принудительного лечения либо при уклонении от него.

5. Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра связано со значительно меньшими ограничениями личной свободы лица. Оно может применяться, во-первых, как первичная мера принудительного лечения, например, когда общественно опасное деяние было совершено в состоянии временного болезненного расстройства психической деятельности, повторение которого маловероятно. Во-вторых, эта мера может стать последней ступенью при переходе от стационарного принудительного лечения к оказанию необходимой для лица, страдающего психическим расстройством, психиатрической помощи в общем порядке.

Другой комментарий к статье 100 УК РФ

В комментируемой статье регламентируются вопросы назначения одной из специфических принудительных мер медицинского характера - амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра.

Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра может быть применено лишь в отношении лица, которое по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар. Названное психическое состояние должно быть отмечено в заключении судебно-психиатрической экспертизы.

Такое заключение экспертов-психиатров носит рекомендательный характер и должно быть оценено судом с учетом изложенного в нем медицинского критерия, а также исходя из общественной опасности содеянного, включая тяжесть деяния, способ его совершения и тяжесть последствий. При решении вопроса о применении такого вида принудительной меры медицинского характера следует иметь в виду, что лицо в силу указанных выше обстоятельств не требует постоянного наблюдения за ним в условиях стационара.

Общими основаниями для применения принудительных мер медицинского характера являются основания, указанные в ст. 97 УК РФ. В этой же и последующих статьях УК РФ рассматриваются основания, позволяющие выбрать одну из существующих принудительных мер с учетом тех параметров, которые указаны в законе.

В ст. 100 УК РФ указан, с нашей точки зрения, не очень определенный критерий назначения амбулаторного принудительного наблюдения - отсутствие нуждаемости по психическому состоянию лица в помещении в психиатрический стационар.

При решении данного вопроса на практике, естественно, возникает проблема, связанная с определением этого состояния. Когда лицо не нуждается в помещении в психиатрический стационар? Какие параметры должны приниматься во внимание при решении данного вопроса? Поставленная задача осложняется еще и тем обстоятельством, что в решении проблемы участвуют и представители психиатрии, и представители права, у которых подходы к проблеме, естественно, разнятся. Поэтому очень важно найти те точки соприкосновения, которые позволили бы решить данный вопрос объективно. И, очевидно, самое сложное здесь - это найти золотую середину, что обеспечивало бы, с одной стороны, необходимость и достаточность избранной меры для предотвращения совершения новых общественно опасных деяний, а с другой стороны, обеспечивало бы эффективное применение лечебно-реабилитационных мероприятий. Последнее связано и с поведением лица, страдающего психическим расстройством, которое, находясь не в условиях, ограничивающих его свободу, может не посещать психиатра, не принимать назначенные лекарства, отказываться от лечения и т.п.

В этой связи амбулаторное принудительное наблюдение следует назначать человеку, не представляющему большой общественной опасности, осознающему необходимость лечения, обладающему определенной дисциплиной и способному пройти необходимый курс в амбулаторных условиях.

Амбулаторная психиатрическая помощь лицу, страдающему психическим расстройством, в зависимости от медицинских показаний оказывается в виде консультативно-лечебной помощи или диспансерного наблюдения.

Консультативно-лечебная помощь оказывается врачом-психиатром при самостоятельном обращении лица, страдающего психическим расстройством. Поэтому амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра осуществляется только в виде диспансерного наблюдения и предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказание ему необходимой медицинской и социальной помощи.

Активному диспансерному наблюдению в психоневрологических диспансерах (диспансерных отделениях, кабинетах) подлежат лица, страдающие хроническими и затяжными психическими расстройствами с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, склонные к общественно опасным действиям, а равно лица, направленные судом на амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра.

Решение вопроса о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначаемой администрацией психиатрического учреждения, оказывающего амбулаторную психиатрическую помощь, или комиссией врачей-психиатров, назначаемой органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.

На указанную комиссию направляются, в частности, лица:

- совершившие в прошлом общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законодательством, с освобождением от уголовной ответственности или наказания и применением к ним принудительных мер медицинского характера;

- страдающие пограничными формами психических расстройств, совершившие в прошлом общественно опасные деяния, в отношении которых они признавались невменяемыми в связи с развившимся на этой почве психозом.

Мотивированное решение комиссии врачей-психиатров оформляется записью в медицинской документации. Решение об установлении или прекращении диспансерного наблюдения может быть обжаловано в порядке, установленном законом.

Установленное ранее диспансерное наблюдение прекращается при выздоровлении или значительном и стойком улучшении психического состояния лица.

После прекращения диспансерного наблюдения амбулаторная психиатрическая помощь по просьбе или с согласия лица либо по просьбе или с согласия его законного представителя оказывается в консультативно-лечебном виде. При изменении психического состояния лицо, страдающее психическим расстройством, может быть освидетельствовано без его согласия или без согласия его законного представителя по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Диспансерное наблюдение может быть возобновлено в таких случаях по решению комиссии врачей-психиатров.

Решение о включении в группу лиц с психическими расстройствами, склонных к общественно опасным действиям, а также о выведении из нее в каждом конкретном случае принимается комиссией врачей-психиатров на основании медицинской документации психиатрических стационаров, а также данных, полученных врачами психоневрологических диспансеров.

Лица с психическими расстройствами, включенные в группу активного диспансерного наблюдения, а также находящиеся на амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра, обследуются врачом-психиатром психоневрологического диспансера не реже одного раза в месяц.

Прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

Так, Постановлением Верховного суда Республики Хакасия от 23 мая 2005 г. принудительные меры медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа в отношении К. были изменены на амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра.

Согласно выводам стационарной судебно-психиатрической экспертизы К. страдает хроническим психическим расстройством в форме органического заболевания головного мозга сложного генеза (раннего периода развития, травматического, интоксикационного) с выраженными изменениями психики и эпилептиформным синдромом.

Действительно, из акта психиатрического освидетельствования К. Хакасским республиканским психоневрологическим диспансером следует, что К. находился на амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра, регулярно, один раз в месяц, посещал врача-психиатра, нарушений режима не допускал, психическое состояние его стабильно.

За период наблюдения и лечения у психиатра К. адаптировался к нормальному образу жизни, работал в качестве трудинструктора, характеризовался положительно, постоянно поддерживал связь с детьми, оказывал им материальную помощь. С учетом этих данных и стабильного психического состояния К. комиссия ходатайствовала о снятии принудительной меры медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра в отношении больного К., который в дальнейшем будет находиться под диспансерным наблюдением.

Однако, как обоснованно указал суд, указанный акт психиатрического обследования К. "является по существу ходатайством и не содержит какого-либо конкретного вывода комиссии врачей".

Между тем действительно в соответствии со ст. 445 УПК РФ ходатайство об изменении или отмене принудительной меры медицинского характера должно быть подтверждено медицинским заключением, в связи с чем доводы жалобы о несогласии с выводами суда о необходимости наличия медицинского заключения о психическом состоянии К. нельзя признать обоснованными.

Приведенные в жалобе данные об улучшении психического состояния К. были предметом исследования в судебном заседании, однако как не подтвержденные медицинским заключением не могут быть признаны основанием для отмены принудительной меры медицинского характера <1>.

--------------------------------
<1> Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 31 января 2007 г. N 55-О06-18.